Тест акустических систем Revival Audio Atalante 3 и Atalante 5

Тест-обзор подготовлен Salon AV

Автор текста: Николай Ефремов

С этим французским брендом, недавно вышедшим на российский рынок, мы уже успели познакомиться, правда, заочно. Теперь же появилась возможность устроить испытание двум моделям, которые Revival Audio адресует требовательным любителям музыки.

ДВА ШАГА К ГЛАВНОМУ

Поскольку о самой компании мы рассказывали очень подробно, повторяться не стану. Напомню лишь, что Revival Audio была основана в 2021 году, а проектированием акустических систем в ней руководит Даниель Эмонт, имеющий более чем 30-летний опыт работы в этой сфере. В частности, он известен своими разработками для Dynaudio и Focal JMLab - на его счету такие модели, как Electra S, Electra Be² и Utopia EM 3-го поколения. Кроме того, Эмонт занимался дистрибьюцией аудиотехники, а также консультировал производителей Hi-Fi-аппаратуры в Европе и США.

Так что человек, который задаёт тон в Revival Audio, имеет огромный технический опыт, разбирается в маркетинге и прекрасно понимает, чего именно ждут от производителей серьёзные любители музыки.

Сложный путь к идеалу

В актуальной линейке Revival Audio пока только две модели - Atalante 3 и Atalante 5 (Аталанта - героиня древнегреческого эпоса, в переводе – «Непоколебимая»), и обе мы готовим к испытаниям. Пока системы греются в комнате прослушивания, познакомимся с их конструкцией.

Итак, младшая, Atalante 3. Производитель рекомендует эти мониторы для комнат площадью 15 – 35 метров и позиционирует их именно как стендовые, поскольку предлагает за относительно небольшую доплату специально разработанные стойки.

Системы двухполосные, с мидбасовыми драйверами калибра 178 мм и 28-миллиметровыми купольными твитерами. Все излучатели Revival Audio – собственного производства, с необычным, можно даже сказать уникальным конструктивом, в который Эмонт вложил все свои знания и опыт.

Начнём с твитера. 28-миллиметровый мягкий купол закреплён на асимметричном подвесе, обеспечивающем повышенную линейность смещения и отсутствие резонансов. Кроме того, твитер работает в поршневом режиме в диапазоне от одного до восьми килогерц, что достигнуто за счёт применения секретного состава RASC (Revival Audio Secret Coating), которым покрывается купол. Кроме того, покрытие эффективно демпфирует локальные резонансы во всей верхней полосе.

За излучающим мягким куполом установлен другой, внутренний, под названием ARID (Anti Reflection Inner Dome), который устраняет вредные отражения, направляя заднее излучение в тыловую демпфирующую камеру. Производитель особо подчёркивает, что благодаря отсутствию в конструкции звукопоглощающего материала, не смазывается атака на высоких частотах и повышается линейность АЧХ. Сложная форма купола ARID была найдена и оптимизирована методом компьютерного моделирования.

Магнитная система твитера не неодимовая, как сейчас принято, а ферритовая, причём у неё гигантский 100-миллиметровый диаметр. Благодаря высокому BL-фактору твитер имеет чувствительность 91 дБ, а большая масса феррита обеспечивает эффективный отвод тепла от звуковой катушки.

Упомянутая выше задняя камера BCD (Back Chamber Damping) имеет особую конструкцию с ассиметричными ребрами для поглощения резонансов. Кроме того, она позволила снизить резонансную частоту твитера до 560 Гц и тем самым получить надёжное перекрытие с мидбасовой полосой.

К ней мы как раз и переходим, точнее, к динамику, который за неё отвечает. Первое, что стоит у него отметить - диффузор, единственный в своём роде во всей индустрии. У него тоже есть своё название - BSC (Basalt Sandwich Construction). Да, базальт, т.е. специальным образом обработанные базальтовые волокна, из которых получается плетёная ткань с очень полезными для воспроизведения звука свойствами. Помимо неё в сэндвиче BSC также имеются прослойки из войлока и вспененного полимера, и всё это скрепляется особым клеем. В результате получается лёгкая и жёсткая структура с оптимальным внутренним демпфированием.

Отмечу также открытую конструкцию корзины, обеспечивающую лучшее охлаждение звуковой катушки, а также ферритовую магнитную систему диаметром 140 мм. Мидбас работает в фазоинверторном оформлении, порт внушительного сечения выведен на заднюю стенку корпуса. Нижняя граница рабочего диапазона по -3 дБ заявлена на 44 Гц - очень неплохо для таких габаритов.

Полосы в Atalante 3 делятся довольно высоко, на 2800 Гц, так что большая часть голосового диапазона и спектра акустических инструментов воспроизводится одним динамиком. Кроссоверы - с фазово-когерентной топологией и минимальными задержками. Bi-wiring не предусмотрен. Внутренняя разводка выполнена кабелями Van Den Hul.

Atalante 5 – системы гораздо более внушительные и по габаритам, и по характеристикам. Но они тоже стендовые – их «родные» стойки вы видите на фото. Здесь уже три полосы: помимо твитера, который был описан выше, у него в активе 75-миллиметровый среднечастотник, а басовик имеет богатырский калибр 300 мм (12 дюймов). Все, что было сказано по поводу мидбаса Atalante 3, справедливо и для этого гиганта – уникальные диффузоры BSC, открытая вентилируемая корзина и ферритовая магнитная система с увеличенного размера. Крупный пылезащитный колпачок в центре повышает линейность АЧХ вблизи частоты раздела. В фазоинверторном оформлении с двумя задними портами 12-дюймовая головка начинает работать от 28 Гц (-3 дБ).

Среднечастотник здесь тоже уникальный - по конструкции он напоминает гигантский твитер. Излучателем служит мягкий купол с покрытием RASC на инвертированном (т.е. вогнутом) подвесе, обеспечивающем симметричное смещение подвижной системы, а за ним - антирезонансный внутренний купол ARID. И здесь он нейтрализует заднее излучение купола без применения демпфирующих материалов, что благоприятно сказывается на скорости атаки и детальности звучания.    

Магнитная система у СЧ-излучателя также ферритовая диаметром 140 мм.

Полосы в Atalante 5 делятся на 450 на 3500 Гц оптимизированными фазолинейными фильтрами, поэтому многопроводное подключение не предусмотрено.  

Пропорциями корпусов обе модели вызывают ностальгические воспоминания о хай-фае 70-х годов, что дополнительно подчёркивается отделкой натуральным ореховым шпоном с инкрустированным логотипом компании. Что ещё понравилось – разделённые надвое защитные грили, которые легко снять и положить на колонки сверху. Стойки для Atalante 5 спроектированы так, что нижнее пространство удобно использовать для хранения пластинок.

От хип-хопа до классики

Для испытаний мониторов были собраны две системы разного класса. Пара Atalante 3 подключалась к ламповому интегральнику Unison Research Triode 25 с двухтактным выходным каскадом на EL34. Мы слушали в пентодном режиме, т.е. при выходной мощности 2 х 45 Вт. Источник от Aqua Acoustic (подробнее в таблице Система 1) был гораздо более высокого класса, но именно это позволило получить для оценки звучания акустики абсолютно нейтральный во всех отношениях сигнал. С этой же целью музыкальный материал воспроизводился со знакомых компакт-дисков. Перед прослушиванием мониторы две недели грелись по 10 часов в день.

Разумеется, первым делом я обратил внимание на звучание базальтовых диффузоров – раньше с чем-то подобным сталкиваться не приходилось. Стало понятно, почему для их создания была выбрана столь сложная и затратная технология - сэндвичи BSC и вправду нейтральные, но не переглушенные. Очень чистая, лёгкая середина без подкраски, иногда заметной у кевлара или углеродного волокна. На низких нотах отлично передаётся атака, на записи ударной установки быстрые серии не сливаются, каждый удар резок и отчётлив. А ведь мы слушаем с ламповым усилителем, у которого по определению демпинг-фактор не очень высок. Тем не менее, и нижний бас, и верхний, и середина – отлично контролируются. Большой барабан красиво контрастирует с серебром тарелок, и отбивают они ритм совершенно синхронно, т.е. мидбас не отстаёт от твитера.

Собственно, благодаря такой синхронности полос через эти мониторы приятно слушать и классику, и Dream Theater, и хип-хоп с предельно загруженным нижним регистром. Как живые барабаны, так и драм-машины со сложной программой звучат с профессиональной точностью. Бас, кстати вполне убедительный, но он берёт не столько глубиной, сколько строго выстроенной структурой – на блюзовых записях можно было срисовывать партию бас-гитары.

Твитеры из облака высших гармоник создают ту самую лёгкую атмосферность, которую ценят аудиофилы. Мне же очень понравилось то, что мониторы позволяли оценить класс источника при том, что сами стоили почти на порядок меньше. И характер звучания, его разборчивость, а также внимание к нюансам не зависят от громкости. 

Звуковая сцена оказалась ожидаемо подробной, с острой фокусировкой звуков верхней полосе, но и неожиданно широкой. При довольно большом расстоянии между мониторами провалов в пространстве не замечалось.  

Переключаемся на Atalante 5. Источник тот же, от Aqua Acoustic, а вот усилитель и кабельная обвязка уже намного серьёзнее (см. Система 2).  

Когда видишь акустику с такими пропорциями, невольно ожидаешь ностальгических ноток и в звучании, но в данном случае совершенно напрасно. Характер у этих мониторов собранный, с правильным тональным балансом – следствием аккуратного сведения полос. Получилось удачное сочетание мониторной точности в формировании пространства и почти сабвуферной динамики в области баса. Да, 12 дюймов калибр впечатляющий, но фишка в том, что этот динамик, как и мидбас в «Третьей» модели, так же быстр, как и соседний, среднечастотный. Мы получаем и драйв, и точность в одном флаконе. Нижний регистр заходит очень глубоко (граница диапазона, напомню, 28 Гц), но здесь уже при большой громкости может «включиться» комната, и её акустическая обработка, хотя бы самая простая, очень желательна.

Та же музыка, которую мы слушали через Atalante 3 звучит не только басовитее и динамичнее, но и с более проникновенной серединой. Здесь и информации больше, и подача интереснее. На симфонической музыке струнная группа прорисована чётче, и сама игра кажется более выразительной. Два купола, СЧ и ВЧ, идеально согласованы и по характеру излучения, и по дисперсии, отсюда и ощущение слитности общей картины.

Ударная динамика у Atalante 5, конечно, выше, причём это чувствуется даже на умеренной громкости. В записи барабанов появляются субгармоники, придающие саунду редкую основательность. И что не менее важно, бас здесь тоже не отстаёт от середины и верха. Поэтому оркестровое tutti – реальная звуковая атака, мгновенно накрывающая слушателя. Резкость удара тоже впечатляет, чувствуется, что Progression Integrated держит диффузоры под полным контролем.

Вместе с тем старшие мониторы на редкость музыкальны. При всех описанных выше достоинствах они не пытаются подкупить слушателя эффектной подачей – здесь всё сбалансированно и гармонично с тем, чтобы показать именно музыку, а не совокупность звуков. В этой разнице, на мой взгляд, и заключается главный смысл настоящего аудио.

 

СИСТЕМА 1:

  • CD-транспорт Quality La Diva CD transport
  • ЦАП Aqua Acoustic Quality La Scala MК II Optologic DAC
  • Интегральный усилитель Unison Research Triode 25 USB/DAC
  • Распределитель питания Kubala-Sosna Xpander LXP1-7
  • Кабели:

- Ethernet/I2S Kubala-Sosna Fascination RJ45/RJ45

- межблочные Kubala-Sosna Emotion 

- акустические Kubala-Sosna Fascination 

- силовые Kubala-Sosna Emotion 

  • Виброразвязка:

- для аппаратуры IsoAcoustics Orea Bronze, Orea Indigo, Delos

- для АС IsoAcoustics Gaia II

  • Atalante 5

СИСТЕМА 2:

  • CD-транспорт Aqua Acoustic Quality La Diva CD transport
  • ЦАП Aqua Acoustic Quality La Scala MК II Optologic DAC
  • Интегральный усилитель Dan D'Agostino Progression Integrated
  • Распределитель питания Kubala-Sosna Xpander LXP1-7
  • Кабели:

- Ethernet/I2S Kubala-Sosna Fascination

- межблочные Kubala-Sosna Sensation 

- акустические Kubala-Sosna Realization

- силовые Kubala-Sosna Sensation 

  • Виброразвязка:

- для аппаратуры IsoAcoustics Orea Bronze, Orea Indigo

- для АС IsoAcoustics Gaia III, Delos

  • Atalante 3

Производитель: Revival Audio (Франция)

https://revivalaudio.fr/

Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 44 — 22 000 Гц (- 3 дБ) || Чувствительность: 87 дБ (2,83 В/1 м) || Подводимая мощность: 30 - 150 Вт || Минимальное сопротивление: 4,4 Ом (175 Гц) || Частота разделения полос: 2800 Гц || Bi-Wiring: нет || Отделка: натуральный орех || Габариты: 390 х 240 х 270 мм || Масса 1 шт.: 11 кг || Цена пары АС/пары стоек: 250 000/40 000 руб.

Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 28 — 22 000 Гц (- 3 дБ) || Чувствительность: 89 дБ (2,83 В/1 м) || Подводимая мощность: 30 - 200 Вт || Минимальное сопротивление: 3,2 Ом (110 Гц) || Частоты разделения полос: 450, 3500 Гц || Bi-Wiring: нет || Отделка: натуральный орех || Габариты: 710 х 420 х 355 мм || Масса 1 шт.: 33 кг || Цена пары АС/пары стоек: 450 000/40 000 руб.

Благодарим магазин Dr. Head за помощь в организации прослушивания.

Тестирование подготовлено изданием Salon AV