Как можно совместить в абсолютно новом бренде буквально диаметрально разные подходы к звуку? Органично!
Тест-обзор подготовлен: Stereo.ru
Автор статьи: Максим Наумов
Можно ли изготовить High End акустику с нуля? Правильный ответ — нет, ведь High End — это сочетание передовых технологий и многолетнего опыта разработчиков. Технологии при желании можно купить, но опыт проектирования акустики нарабатывается годами, и за эти годы разработчики вырабатывают свой особый почерк.
А может ли абсолютно новая компания начать свой путь в аудио с производства хайэнда? Может, но при условии, что новой является только компания.
Акустический бренд Revival Audio появился в начале 2022 года и был создан двумя профессионалами, которым опыта работы в аудиоиндустрии не занимать: коммерческим директором Джеки Ли и главным разработчиком Дэниэлом Эмонтом.
Джеки — швейцарец тайваньского происхождения, который в течение пяти лет работал в компании Dynaudio, а до того добился немалого успеха в одном из подразделений IBM. Дэниэл Эмонтс — настоящая легенда мира Hi-Fi, аудиоинженер, руководивший разработкой акустики Focal Electra и флагманской модели Utopia третьего поколения, а затем топовых моделей бренда Dynaudio: Contour версии 2016 и 2020 годов, а также Evoke, Confidence и Heritage Special, выпущенных в тот же период. Общий стаж работы Дэниэла в аудиоиндустрии составляет более 30 лет, и немалую часть времени он занимался разработкой излучателей.
Все это в полной мере объясняет, почему Revival Audio вышли на рынок высококлассного звука столь решительно и дерзко, начав построение фирменного каталога с двух моделей высокого классе. Ну, а мы, в свою очередь, не менее решительно ознакомились с обеими моделями в салоне Pult.ru на Новинском бульваре.
Дизайн на все времена
На момент тестирования Atalante 3 и Atalante 5 представляли собой весь доступный модельный ряд Revival Audio. Некоторое время спустя на официальном сайте появились еще несколько колонок серии Sprint, выполненной в более традиционном форм-факторе, и они очевидно занимают более низкую позицию в модельном ряду, а серия Atalante на их фоне автоматически становится флагманской. То есть Revival Audio зашли на рынок с топовых моделей, да еще и выполненных в весьма оригинальном прочтении популярного в наше время ретро-стиля.
Внешний вид акустики Atalante разрабатывался совместно с именитой французской дизайн-студией A+A Cooren. За основу была взята смесь традиционного французского стиля и японского минимализма — в результате корпуса получили классический форм-фактор родом из семидесятых и отделку натуральным шпоном с опоясывающей деревянной инкрустацией, визуально разделяющий конструкцию на две равные части. Этот эффект усиливают съемные грили, которые также состоят из двух половинок, закрывающих по отдельности верхнюю и нижнюю части фасада.
Дизайн изобилует мелкими деталями, которые привлекают внимание при ближайшем рассмотрении. Так, на инкрустированном поясе можно заметить круглую вставку с логотипом, а еще один более крупный логотип вырезан лазером на боковой поверхности корпуса. Шпон обработан очень качественно, с сохранением естественной текстуры и цвета, благодаря чему смотрится благородно, создавая красивые блики и меняя оттенок цвета при изменении угла зрения или освещения.
На фоне прочих ретро-моделей, которые в наше время не производят только очень ленивые или очень принципиальные бренды, колонки Atalante выглядят по-настоящему дорого и изысканно, благодаря чему очень естественно смотрятся в классических вариантах интерьера. Они абсолютно гармоничны на фоне дубового паркета, картин в роскошных рамах и хрустальных люстр. При этом простая геометрия помогает вписать Atalante в более современные и строгие интерьеры, от ар-деко до японского или скандинавского минимализма, но совсем универсальной их внешность не назовешь.
Старшая модель, Atalante 5, имеет специальные деревянные бруски позволяющие ставить акустику на пол с наклоном оси излучения вверх — что будет отлично смотреться в комнатах с аскетичным дизайном. А фирменные металлические стойки, сваренные из стальных профилей квадратного сечения это прямая связь со стилем лофт.
Так акустика выглядит с грилями и на стойках-подставках. Фотографии предоставлены Revival Audio
Одним словом, дизайн Atalante — это квинтессенция двух неизменных французских качеств: практичности и невероятного чувства стиля.
100% авторского подхода
Словосочетание «разработка акустики» по отношению к моделям Atalante можно понимать очень даже буквально: для создания своей флагманской серии Дэниэл Эмонтс в буквальном смысле с нуля разработал весь набор излучателей, применив в каждом из них абсолютно оригинальные технологии.
Привычный на вид твитер с тканевым куполом имеет специфический асимметричный профиль подвеса и специальную пропитку ткани, придающую куполу необходимую степень жесткости. Благодаря этому в диапазоне от 1 до 8 кГц купольный диффузор работает в поршневом режиме. На более высоких частотах любой тканевый твитер излучает фактически лишь только за счет области непосредственно прилегающей к подвесу — и тут начинает проявлять себя его асимметричный профиль, минимизирующий искажения и дающий более равномерное рассеивание звуковых волн.
Еще интереснее твитер устроен внутри. В основе конструкции лежит большой ферритовый магнит диаметром 100 мм, а в вентилируемом керне магнитной системы установлен фирменный рассеиватель, получивший название ARID (внутренний купол рассеивающий отражения). В самых простых динамиках под купольным диффузором ничего нет и звук отражается от керна, создавая тем самым искажения и повышая резонансную частоту. В более дорогих моделях под куполом может располагаться звукопоглощающий материал, он минимизирует переотражения звука, но при этом негативно влияет на динамику и снижает детальность.
Еще один вариант — вентилируемый керн, через отверстие которого уходит большая часть воздушного потока, формируемого обратным ходом диффузора. Но поскольку керн должен сохранить стенки достаточной толщины, они по-прежнему вызывают переотражения под куполом диффузора.
Решение Дэниэла на этом фоне выглядит наиболее изящным и эффективным. Керн имеет центральное отверстие, уводящее основную часть звука в заднюю камеру, а ребра, располагающиеся вокруг этого отверстия, рассеивают оставшиеся звуковые волны. Акустическая камера позади магнита тоже, как и рассеиватель ARID, имеет специальные ребра, точно рассчитанные с помощью компьютерного моделирования. Они дробят звуковую волну до полной нейтрализации без негативных эффектов, которые дает звукопоглотитель.
Среднечастотный динамик, используемый в старшей модели Atalante 5, тоже использует купольный тканевый диффузор. Его конструкция в основных моментах повторяет твитер: внутри прячутся такой же рассеиватель ARID, закрытая задняя камера с рассеивателем, выполненным по аналогичной технологии, и большой ферритовый магнит диаметром 140 мм.
Тот самый рассеиватель ARID
Принципиальным отличием является профиль подвеса — он инвертированный (вогнутый), что в сочетании с фирменной секретной пропиткой купола RASC, придающей ему дополнительную жесткость, обеспечивает поршневой режим работы в диапазоне 400-5000 Гц.
Басовые динамики — еще одна полностью оригинальная разработка Дэниэла Эмонтса. В основе конструкции диффузора лежит классический сэндвич с демпфирующим слоем в середине и жесткими внешними слоями. Ключевым элементом является наружный слой, сплетенный из базальтового волокна. Это первый случай применения производной лавового камня для создания диффузора.
Данный материал имеет высокий коэффициент упругости и обладает лучшими механическими свойствами, чем кевлар и стекловолокно. Роль демпфирующего наполнителя выполняет войлок, а изнаночный слой диффузора изготовлен из плотного пеноматериала, выпработающего в качестве несущей конструкции. Таким сэндвичем Эмонтс постарался оптимизировать соотношения жесткости и массы.
Остальные конструктивные решения на фоне этого выглядят более знакомыми: открытая и прочная корзина, медное кольцо Фарадея для выравнивая индукции в магнитном зазоре, длинноходный резиновый подвес, вентилируемый керн и большой магнит. Впрочем, магнит в басовике используется не просто большой — он огромный!
Любовь к большим ферритовым магнитам Дэниэль объясняет сразу несколькими факторами: во-первых, это позволяет добиться высокого значения магнитной индукции, во-вторых, массивная магнитная система хорошо отводит тепло от звуковой катушки и повышает тем самым перегрузочную способность, а в-третьих, ферритовые магниты высокой мощности значительно дешевле аналогичных неодимовых, что позволяет снизить себестоимость акустики.
Кроссоверы собираются с применением высококачественных компонентов с тщательной подгонкой их параметров вручную по результатам тестовых прослушиваний. По наблюдениям разработчиков доводка звука, которая производится на слух, дает едва заметные при аппаратном тестировании изменения, однако уши их они воспринимают как значительные.
В качестве кабелей внутренней проводки в моделях Atalante используется знакомый многим Van Den Hul серии Skyline Hybrid в безгалогеновой оболочке. Он изготавливается из меди высокой степени очистки, покрытой фирменным материалом LSC (линейно-структурированный углерод) для уменьшения негативного влияния скин-эффекта.
Современные стандарты
Revival Audio – абсолютно новый бренд, и потому ни о каких прямых отсылках к «точно таким же» колонкам из 70-х в этом случае речи не идет. Однако визуальный образ настраивает на ретро-волну и невольно ожидаешь чуть скомпрессированный, ярковатый саунд с гулким мидбасом и душевной, но далеко не универсальной подачей.
Достаточно послушать буквально одну-две знакомых песни, чтобы эта иллюзия растворилась: винтажных ноток у Atalante не наблюдается. Причем даже младшие полочники поражают на удивление высоким качеством звука с отличным тональным балансом, точной проработкой звуковой сцены, прекрасной ритмичностью и детализацией соответствующей самым высоким современным стандартам.
По характеру подачи Atalante 3 вполне можно назвать современными домашними мониторами. Домашними — главным образом потому, что в саунде присутствует едва заметная теплота и мягкость, которые позволяют этим колонкам звучать не резко и абсолютно комфортно даже при воспроизведении агрессивного музыкального материала, а все акценты акустика смещает исключительно на художественную составляющую записей и не выделяя их технические недостатки и шероховатости мастеринга.
А за мониторность в Atalante 3 отвечает жанровая универсальность и исключительно высокое разрешение по всему диапазону — и глубокие басовые ноты, и самые верхние частоты исключительно разборчивы, артикулированы и точны.
Очень впечатляют Atalante 3 и тем, насколько уверенно они работают в большом помещении, создавая крупные звуковые образы и удивляя макродинамикой. Первая мысль была: «А мы точно слушаем маленькие колонки? Если это — младшие, как же заиграют большие?!». Ответ простой: большие дают больше звука.
Если Atalante 3 играли фактически как напольники средних размеров, Atalante 5 выдают звук, сопоставимый с High End акустикой высотой в человеческий рост или или большими напольниками сопровождении сабвуфера. В общем, звук получается грандиозный, превосходящий ожидания. И важно отметить, что качество звучания баса у Atalante 5 просто отличное. Они, не сильно напрягаясь, отыгрывают четко по нотам весь заявленный диапазон до 28 Гц.
Существенным отличием старшей модели от младших стали не только масштаб звука и глубина баса, но и среднечастотный диапазон. За счет дополнительного купольного динамика середина у Atalante 5 прорабатывается просто безупречно — слышно малейшие нюансы и оттенки, всю тембральную окраску голоса и живых инструментов.
Благодаря этому звучание в целом ощущается более прозрачным, детализированным и тембрально богатым. Кроме того, подача старшей акустики получилась чуть темнее и массивнее из-за более глубокой проработки баса, в то время как младшие колонки звучат несколько светлее и легче, что ощущается при прямом сравнении.
В целом же схожесть характеров звучания у обеих моделей совершенно четко прослеживается. И все время, пока я слушал эти колонки, меня не отпускала мысль, что в звучании все-таки постоянно проявляются какие-то узнаваемые черты. Спустя некоторое время у меня в памяти всплыл звук классических моделей Dynaudio — с ненавязчивым верхом, живой и телесной серединой и характерным басом объединяющем в себе плотность и мягкость.
И в звучании обеих моделей Atalante есть эти черты, но они сопровождаются фантастически высокой степенью детализации и более живой, мелодичной подачей музыкального материала, которую можно было наблюдать у лучших моделей Focal. Однако яркости и акцентированности СЧ/ВЧ-диапазона, свойственной тем же Focal, не наблюдается: эта часть звучит скорее по-скандинавски, нежели по-французски. Одним словом, в акустике Revival Audio Atalante Дэниэл Эмонтс как будто собрал в себе лучшие черты ранее созданных им колонок и преумножил их кратно.
Необходимые дополнения
Стоит также отметить целый ряд чисто практических аспектов, которые привлекли внимание. Так, обе модели получились не особенно требовательны к усилителям, благодаря чему даже Atalante 5 удается раскачать с помощью маломощного ламповика. Да и по паспорту минимальная требуемая мощность составляет всего 30 Вт — и в этот параметр легко поверить.
По этой причине отсутствие возможности использовать би-ампинг на старшей модели не станет проблемой. На смену компонентов и кабелей в системе обе модели реагируют хорошо, давая возможность услышать их характер, но и свой подход к звуку они при этом не теряют.
Подвесы всех динамиков (и особенно басовика) разыгрываются очень долго и требуют длительного прогрева. Мне удалось послушать несколько пар колонок, и те, что успели поработать не больше суток, заметно отличались от тех, которые наработали порядка сотни часов. Глубина баса, детальность и легкость подачи у хорошо прогретых колонок были заметно лучше.
Диаграмма направленности обеих моделей Atalante выстроена таким образом, что наиболее голографичная и объемная звуковая сцена получается в ситуации, когда уровень ушей слушателя примерно совпадает с высотой твитеров и при этом колонки располагаются относительно точки прослушивания классическим треугольником.
Неточный поворот оси излучения на слушателя вполне допустим, особенно на старших Atalante 5, которые дают весьма широкое рассеивание звука по горизонту, а вот нахождения ушей ниже уровня «пояса» колонок, который вполне конкретно обозначен на корпусах лучше избегать — характер звучания при перемещении по вертикали меняется заметно. С этой точки зрения фирменные стойки обеспечивают оптимальную высоту установки акустики — в том случае, если вы сами располагаетесь на обычном диване или кресле, разумеется, а не на полу и не на барном стуле.
Фазоинверторы обеих моделей качают воздух не очень активно даже на относительно высокой громкости. Гула и призвуков они не дают и, судя по всему, их тыловое расположение не станет серьезным ограничивающим фактором при установке в стесненных условиях.
Итог
Серия акустики Atalante от Revival Audio продемонстрировала в первую очередь превосходное сочетание цены и качества. Оценивая колонки на слух и на глаз, я бы назначил им в два раза более высокие ценники. Во всяком случае, звучат они настолько детально и формируют настолько реалистичную звуковую сцену, что могут стоять на одной полке с моделями вдвое дороже. Не говоря уже о роскошной отделке, на которую французы также не поскупились и которая по законам жанра должна была изрядно добавить стоимости.
Наиболее очевидное объяснение феноменально низкой цены — целенаправленное ее занижение производителем. А как иначе привлечь к себе внимание искушенного экспертного сообщества? И пока Revival Audio озадачена продвижением на рынок, а не сиюминутными прибылями, самые быстрые и легкие на подъем любители качественного звука обязательно воспользуются этим моментом.
Не так часто удается заполучить в свое распоряжение новую, музыкальную акустику уровня High End в ретро-дизайне фактически по ценам вторичного рынка.
музыкальное и детальное звучание, отличное соотношение цена/качества, нетребовательны к усилителю
нет выбора расцветок — система впишется не в каждый дизайн
Revival Audio Atalante 3 — 250 000 рублей, Atalante 5 — 450 000 рублей
Atalante 3
- ВЧ: 28 мм, тканевый купол
- СЧ/НЧ: 180 мм, сэндвич с базальтовым волокном
- Диапазон частот: 44-22000 Гц (-3 дБ)
- Частота раздела кроссовера: 2 800 Гц
- Чувствительность: 87 дБ
- Импеданс: 4 Ом (фактический — не ниже 4,4 Ом)
- Мощность усилителя: минимальная 30 Вт, номинальная 150 Вт
- Габариты: 390х240х270 мм
- Масса: 11 кг
Atalante 5
- ВЧ: 28 мм, тканевый купол
- СЧ: 75 мм, тканевый купол
- НЧ: 300 мм, сэндвич с базальтовым волокном
- Диапазон частот: 28-22000 Гц (-3 дБ)
- Частота раздела кроссовера: 450 и 3 500 Гц
- Чувствительность: 89 дБ
- Импеданс: 4 Ом (фактический — не ниже 3,2 Ом)
- Мощность усилителя: минимальная 30-50 Вт, номинальная 200
- Масса: 33 кг