Все мы мечтаем иметь самую лучшую, самую музыкальную систему, которую только можно купить за деньги, и кое-кто может себе это позволить. Для таких меломанов мы решили провести испытание уникального проигрывателя с одноопорным тонармом и очень интересной головкой. Да и самим хотелось разобраться, как безупречные с инженерной точки зрения решения приближают звучание к тому, что мы считаем идеалом.
МАСТЕР КОНТРАПУНКТА
Современные технологии, материалы и методы расчёта механических конструкций позволяют по-новому взглянуть на создание такой «архаичной» техники, как виниловые проигрыватели. И этот эпитет, конечно, в кавычках — продажи винила растут, соответственно, растёт спрос и на устройства для его воспроизведения. Процесс идёт лавинообразно: чем охотнее покупают проигрыватели, тонармы и головки, тем больше средств выделяется на их рекламу и продвижение в торговле.
Впервые топовую модель Kronos я увидел живьём на CES в Лас-Вегасе лет семь назад. И, конечно, сразу попался – два диска, вращающиеся в разные стороны, буквально ввели в ступор. Тогда, в выставочной суете, толком не удалось ни послушать эту удивительную машину, ни поговорить с Луи Дезарденом (Louis Desjardins) — её создателем и основателем канадской компании Kronos Audio Products.
Наличие двух маховиков массой по 12 кг, вращающихся в разные стороны, с инженерной точки зрения может показаться решением избыточным, скорее рассчитанным на внешний эффект. На самом деле, здесь сочетается и то, и другое – двойной гироскоп «работает» на снижение вибраций и смотрится просто фантастически. Каждый из дисков приводится в движение собственным независимым двигателем с процессорной системой контроля. После включения проигрывателя их скорости жёстко (с точностью 0,05%) синхронизируются, и вибрации, неизбежно возникающие при работе любого подобного механизма, взаимно компенсируются. Подобный приём для борьбы с резонансами, кстати, иногда применяют в акустике – устанавливают два динамика на противоположных стенках корпуса и включают противофазно. Для проигрывателя это намного эффективнее, чем наращивать массу единственного диска и искать способы разгрузить опорный узел с помощью магнитов или подкачки воздуха.
Впервые топовую модель Kronos я увидел живьём на CES в Лас-Вегасе лет семь назад. И, конечно, сразу попался.
Обратите внимание, что пассики (а их два на каждый диск) не охватывают диски полностью, а заходят на пассивные шкивы справа. За счёт этого снижается боковое давление на главную ось, а значит, её износ и люфт.
Двигатели постоянного тока заключены в корпуса из вибростойкого полимера дерлен и установлены на разных этажах проигрывателя друг над другом. Каждый шкив работает на пару круглых матовых пассиков, состоящих из 18 тонких струн силикона и витона – износостойкой фтористой резины. Реальные скорости вращения дисков, измеряемые оптическими датчиками, высвечиваются на двух цифровых дисплеях. Запуск двигателей и выбор скорости 33/45 осуществляется с помощью сенсоров – достаточно лишь прикоснуться пальцем к нужной площадке на несущем основании проигрывателя. Питание подаётся от внешнего блока по многожильному кабелю.
Обе платформы, на которых установлены диски, буквально плавают на хитрых подвесах из толстых резиновых шнуров. И основание, и платформы – трёхслойные, антирезонансный сэндвич составлен из листов алюминия и плиты дерлена. Масса Kronos Pro – 41 кг. Производитель рекомендует проводить техобслуживание аппарата (чистку, смазку) раз в пять лет.
Обратите внимание, что пассики (а их два на каждый диск) не охватывают диски полностью, а заходят на пассивные шкивы справа.
На нашем экземпляре был установлен 12-дюймовый тонарм Kronos Black Beauty. В этой одноопорной конструкции используется фирменный поворотный узел с шарикоподшипниками и сферическими зеркалами. Штанга тонарма не простая: две трубки из карбонового волокна вставлены одна в другую, а между ними – лёгкие демпферы из особых пород дерева. Шелл несъёмный. «Чёрная красотка» рассчитана на установку тяжёлых головок с массой от 7 до 16 граммов, так что 15,5-граммовая Bluelectric Magic Diamond уложилась тютелька в тютельку. Этот МС картридж с низким выходом – авторская разработка известного итальянского мастера Рето Андреоли. Характеристики вполне подходящие для проигрывателя такого класса: диапазон частот 15 – 45000 Гц, разделение каналов на 1 кГц более 30 дБ, податливость 5 х 10-6 см/дин.
Фонокорректор Ayre Acoustics Evolution P5xe построен по классическим аудиофильским канонам: в тракте нет общей обратной связи, RIAA коррекция – пассивная распределённая, а малый уровень шумов обусловлен симметричными каскадами на дискретных полевых транзисторах. Разработчики предусмотрели совместимость практически со всеми типами головок, а также балансные подключения по входу и выходу.
Остальные звенья тракта нам известны — предварительный и оконечные усилители Dan D’Agostino Progression и акустические системы Estelon YB.
Сложнейшие паттерны, витиевато переплетённые партии инструментов – всё передаётся точно, с мгновенной реакцией и откликом на каждый крошечный звучок.
Чтобы оценить класс этого проигрывателя, достаточно послушать несколько хорошо знакомых пластинок. 180-граммовое переиздание Technical Extasy [1], которое я всегда считал не слишком удачным, как оказалось, может звучать совершенно иначе. В нашей системе бас имел настолько чёткие очертания, будто был вылеплен из вполне осязаемого материала. То, что раньше казалось невнятным фоновым гулом, стало вполне читаемой партией бас-гитары. Безошибочно считывались и все перемещения руки Айоми по грифу, каждый звук казался объёмным и чётко очерченным. При этом не ощущалось никакой механистичности воспроизведения – звучала именно музыка, и в том виде, как она была записана. Впечатление подтверждалось и тем, как строилась сцена: все инструменты располагались между колонками, которые сами как бы отсутствовали. Вокал Оззи выдвинут вперёд, как на реальной сцене. И всё это на фоне ровного, тяжёлого и тёмного драйва. Возможно, наши «Эстелоны» не совсем подходят к усилителю по динамическому потенциалу, зато они идеально выстраивают пространство и способны адекватно передать качество остальных компонентов, особенно их звуковое разрешение. В нашем варианте уже можно говорить не о качестве воспроизведения, но об ином уровне презентации общей картины, когда имеешь дело не со звуком, а самой музыкой. Это редкое качество присуще, как правило, технике, созданной инженерами-меломанами без оглядки на финансовые ограничения. О том, что в системе происходит какой-то механический процесс, вообще не думаешь.
Вот хороший пример – диск The Best of Beach Boys [2], на котором собраны треки, записанные с 1966 по 1974 год. Каждый раз — разные студии, разная техника, иное отношение к саунду и самих музыкантов, и продюсеров. Конечно, всё это будет заметно на любой системе, но в нашем случае каждая песня – словно маленькое реальное событие со своей расстановкой музыкантов и своим сценическим сюжетом.
Чувствуется энергетика, исходящая от оркестра, как раз такая, которую невозможно получить простым увеличением громкости.
Теперь Leftfield [3], прогрессив-хаус с мощным дабом. Ритм настолько точный, а спектр настолько широкий, будто слушаешь не запись, а настоящую драм-машину. Сложнейшие паттерны, витиевато переплетённые партии инструментов – всё передаётся точно, с мгновенной реакцией и откликом на каждый крошечный звучок. И снова – феноменальная разборчивость в нижнем регистре, благодаря чему даже не самый любимый жанр действительно увлекает. По сравнению с цифровой версией альбома здесь явно больше гармонии, передаётся какое-то особое настроение.
Симфонический оркестр, Чайковский, немецкое издание «Щелкунчика» [4]. Плавно, красиво, пластично. Эмоционально насыщенно, на tutti мощно и убедительно. Чувствуется энергетика, исходящая от оркестра, как раз такая, которую невозможно получить простым увеличением громкости.
И, наконец, одна из лучших записей в коллекции – оркестр Поля Мариа, запись 1972 года на лейбле Philips [5]. Чистый аналог, прямой перегон с ленты на матрицу. Колоссальный, совершенно неожиданный для винила динамический диапазон и сцена шириной чуть ли не во всю комнату. Ощущение огромного зала, а в нём — оркестр со струнными, духовыми, ударными и сам маэстро за роялем. Часть инструментов звукорежиссёр «поселил» в колонках, что дало ширину панорамы, очень плотно заполненной. Пространственные эффекты сегодня кажутся наивными, но они производят впечатление своей чёткостью и профессионализмом исполнения. Невероятно чистый верхний спектр, искристый, с настоящим серебром. Атмосфера музыкального театра с ярким захватывающим представлением. Пытался вспомнить из своего опыта хоть что-то похожее при воспроизведении компакт-дисков или HD-файлов – и не смог. И вот о чём подумалось: когда слушаешь хороший, дорогой CD-проигрыватель, часть дисков приходится отсеивать – цифровая техника безжалостно выявляет их несовершенство. Некоторые кажутся зажатыми по динамике, плоско или невыразительно записанными и т.д. С винилом же всё наоборот: чем совершеннее источник, тем чаще даже самые проходные релизы доказывают своё право на существование. У «Кроноса» свойство раскрывать смысл даже неважных записей проявляется в абсолютной степени. Это чистый источник для тех, у кого коллекционирование пластинок и любовь к музыке составляет важную часть жизни. И у которого реплика «лучше бы ты нормальную машину себе купил» ничего, кроме снисходительной улыбки не вызовет.
Невероятно чистый верхний спектр, искристый, с настоящим серебром. Атмосфера музыкального театра с ярким захватывающим представлением.
Кстати, объективность сделанных мною выводов вы можете оценить сами – описанная система до 12 марта будет доступна для прослушивания в салоне High End Avenue по адресу: Новорижское шоссе, 5 км от МКАД, ТРК «Рига Молл». Приезжайте, потом поделитесь в комментариях. Будет интересно сравнить наши впечатления.
СИСТЕМА
- Фонокорректор Ayre Acoustics Evolution P5xe
- Предварительный усилитель Dan D’Agostino Progression Preamp
- Усилитель мощности Dan D’Agostino Progression Stereo
- Акустические системы Estelon YB
- Кондиционер питания Torus Power RM16
МУЗЫКА
- Black Sabbath, «Technical Extasy». 180 g, Get Back!, 1976
- The Beach Boys, «Greatest Hits». EMI/Capitol, 1974
- Leftfield, «Leftism». 2 LP Columbia, 2005
- Peter Tschaikowsky, «Der Nußknacker». Eterna DMM, 1986
- Le Grand Orchestre De Paul Mauriat, «Apres Toi». Philips, 1972
Kronos Pro
Производитель: Kronos Audio Products (Канада)
www.kronosaudio.com
Привод: пассиковый || Скорости: 33/45 об/мин || Масса опорных дисков: 2 х 12 кг || Главный подшипник: двойной гидравлический || Длина тонарма: 9 – 12 дюймов || Управление: сенсорное || Двигатели: 2 линейных DC || Блок питания: выносной || Питание от сети: 100/230 В 50/60 Гц || Потребляемая мощность: н.д. || Габариты: 510 x 360 x 280 мм || Масса: 41 кг || Цена без тонарма: 3 381 000 руб. || Платформа для крепления тонарма: 45 500 руб.
Тонарм Black Beauty
Эффективная длина: 308 мм || Офсет: 22,8˚ (подстройка +/- 2˚) || Заход иглы: 13,2 мм || Эффективная масса: средне-высокая || Масса устанавливаемых головок: 7 – 16 г || Резонансная частота: 8,5 Гц || Цена: 752 500 руб.
Головка Bluelectric Magic Diamond
Тип: MC || Масса: 15,5 г || Прижимная сила: 2,4 +0.0/-0.2 г || Рекомендованное сопротивление нагрузки: 100 – 250 Ом || Диапазон частот: 15 – 45000 Гц || Разделение каналов: >30 дБ (1 кГц) || Податливость: 5 х 10-6 см/дин || Профиль иглы: бирадиальный || Выходное напряжение: 0,4 мВ (1 кГц) || Цена: 410 000 руб.
Благодарим салон High End Avenue за помощь в проведении тестирования