Модель Matisse 30 на рынке уже более 10 лет, и популярность её по-прежнему высока благодаря редкому соотношению цены и качества. Сегодня мы имеем дело с улучшенной, юбилейной версией, выпущенной к 30-летию компании. У этих напольных систем обнаружилось очень ценное для наших условий качество – по характеру нижнего регистра они прекрасно подходят для работы в небольших помещениях.
ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ
Даже не знаю, что в короткой характеристике, приведённой выше, важнее. Пожалуй, последнее. Статистка продаж акустических систем в нашей стране (и в Москве, в частности) свидетельствует о том, что наибольшим спросом пользуются напольные системы – их продаётся почти втрое больше, чем полочных. Стремление получить больше баса и динамики понятно, однако оно не всегда соответствует реальным возможностям помещения. Один самых частых вопросов на форумах в разделе «Акустика» — как избавиться от стоячих волн и связанных с ними проблем в обычном жилом интерьере (специально оборудованные комнаты с акустической обработкой пока оставим за кадром). Ответ на самом деле прост: нужно найти напольную акустику, способную продемонстрировать свои преимущества в ограниченном пространстве. Таких моделей на рынке немного, но они есть.
Разработчики установили нижнюю границу рабочего диапазона на 45 герцах, снизив тем самым вероятность возникновения проблем с басом.
Davis Acoustics Matisse 30 проектировалась как раз для таких случаев. И дело не только в габаритах и форме корпусов (узкая и высокая башня занимает меньше места), но и в самой конструкции. Разработчики установили нижнюю границу рабочего диапазона на 45 герцах, снизив тем самым вероятность возникновения проблем с басом. Второй момент – вывод фазоинверторного порта на передний щит. Это решение используется во многих моделях Davis Acoustics, но для Matisse Serie 30 оно принципиально важно, поскольку допускает размещение колонок ближе к задней стене, что позволит сэкономить ещё немного места. Но главной задачей было добиться того, ради чего меломаны покупают напольные системы – динамики и баса, пусть не сабвуферного, но достаточно эффектного и внятного. Что и обусловило построение НЧ-звена на двух 5-дюймовых головках. Лёгкие диффузоры из пропитанной целлюлозы при относительно небольшом диаметре имеют достаточную жёсткость для работы в поршневом режиме (а значит, с минимальными искажениями) в заданной полосе 45 – 400 Гц. Малая же масса подвижной системы способствует быстрой реакции на приходящий импульс, а широкие эластичные подвесы рассчитаны на свободное движение диффузоров при больших амплитудах сигнала. Главная же хитрость тут в том, что пара 13-сантиметровых динамиков по площади излучения эквивалентны одному 18-сантиметровому, но откликаются они гораздо быстрее, что очень важно для разборчивости баса.
Есть и ещё один плюс динамиков небольшого калибра – возможность заузить лицевую панель корпуса и тем самым минимизировать ранние отражения и возникающую из-за них интерференцию на средних и высоких частотах.
СЧ-головка в Matisse 30 того же калибра, что и басовики, но диффузор у неё из кевлара, лёгкого и прочного материала с тканой структурой. Малая масса позволяет воспроизводить тончайшие звуковые нюансы, а переплетение волокон препятствует распространению поверхностных возмущений – как раз в том диапазоне, где наше ухо наиболее чувствительно к нелинейности и окраске.
Дюймовый твитер озвучивает полосу 4000 – 20000 Гц. Его тканевый купол пропитан специальным составом, устраняющим местные резонансы, массивный фланец гасит вибрации.
Главная же хитрость тут в том, что пара 13-сантиметровых динамиков по площади излучения эквивалентны одному 18-сантиметровому, но откликаются они гораздо быстрее.
Разделительные фильтры, как и во всех других моделях Davis Acoustics, собраны навесным монтажом с минимальным количеством соединений. Предусмотрено многопроводное подключение через две пары солидных винтовых клемм.
Matisse 30 выпускается в чёрном и белом рояльном лаке. С производства эту модель снимать не собираются, поскольку спрос на неё до сих пор достаточно стабилен.
Для испытаний акустические системы были подключены к универсальному устройству Ayre Acoustics EX-8, объединяющему стример, продвинутый цифроаналоговый конвертер на чипе ESS ES9038Q2M и полный усилитель мощностью 2 х 100 Вт (8 Ом). Музыкальный контент, файлы в форматах lossless, передавались с хранилища NAS по локальной сети. Такая конфигурация соответствовала общей концепции – построения не громоздкого, но достойного по звуку комплекта для комфортного прослушивания в комнате площадью 18 – 25 метров.
Сразу же должен оговориться, что несмотря на скромный калибр драйверов, Matisse 30 выдают вполне реальный бас. Он собранный и действительно быстрый, на приличной громкости ощущается всем телом, и отдельные ноты уходят гораздо ниже заявленных 45 Гц. Но поскольку звуковой энергии в этой области всё же немного, взаимодействие колонок с комнатой минимально. С этой точки зрения расчёт разработчиков оказался верным: системы выдают ровно столько баса, сколько нужно для эффектного воспроизведения музыки без гула, бубнения и прочих артефактов. Благодаря высокой чувствительности колонок (91 дБ) подача получается свободной и раскованной, с резким и энергичным ударом. Сказывается и высокая жёсткость узкого корпуса: ни в нижнем, ни в среднем диапазоне не заметно «ящичной» окраски, характерной для бюджетной акустики.
Расчёт разработчиков оказался верным: системы выдают ровно столько баса, сколько нужно для эффектного воспроизведения музыки без гула, бубнения и прочих артефактов.
Форм-фактор колонок благоприятно сказывается и на построении сцены. Даже если их удастся разнести всего на 2 – 3 метра, передний план получается достаточно внушительным по ширине, а глубина зависит от расстояния до задней стены. Matisse 30 выстраивают пространство с такой же острой локализацией, как компактные двухполосные мониторы, но с невозможным для них басовым фундаментом.
Конечно, по общей динамике и создаваемому объёму эти системы уступают Courbet 7, но все отличия здесь лишь количественные, а к качественным показателям придраться сложно. Хотя и среднечастотник, и твитер у наших испытуемых попроще, но разница не настолько велика, чтобы можно было говорить о потере информативности и прозрачности. Возможно, чуть меньше воздуха в самом верху, чуть скромнее диаграмма направленности на средних частотах, но для такой цены результат неожиданный. По части линейности, звукового разрешения и способности раскрыть эмоциональную составляющую музыки Matisse 30 вполне могут поспорить и с более дорогими системами. И, в отличие от них, для демонстрации свих способностей не претендуют на какие-то особые, аудиофильские условия.
Davis Acoustics Matisse Serie 30
Производитель: Davis Acoustics (Франция)
www.davis-acoustics.com
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 45 — 20000 Гц || Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м) || Номинальное/минимальное сопротивление: 4/8 Ом || Частоты разделения полос: 400, 4000 Гц || Подводимая мощность (номинал.макс): 80/120 Вт || Отделка: чёрный и белый лак || Габариты: 190 x 980 x 250 мм || Масса 1 шт.: 22 кг || Цена за пару: 135 000 руб.
СИСТЕМА
- Интегральный хаб Ayre Acoustics EX-8
- Кабели:
- акустические Tributaries 6B-WLB
- силовые Tributaries 6PF-IEC
- Виброизолирующие опоры IsoAcoustics Gaia III
Благодарим салон InSound за помощь в проведении теста.