Тест интегрального усилителя Unison Research Simply 845

Однотактные усилители на прямонакальных триодах всегда считались аудиофильской классикой, но почувствовать всю красоту их звучания можно было только с очень специальной акустикой. Современные технологии позволяют обойти эти ограничения, сохранив первозданный «голос» стеклянных баллонов.

Итальянский усилитель Unison Research Simply 845 – наглядный тому пример. 

ГЛУБИНА ВАКУУМА

Ламповые усилители подчиняются эмпирической формуле: произведение сложности схемы на качество комплектующих = величина постоянная. Другими словами, чем проще усилитель, тем выше требования к деталям, из которых он состоит. В качестве доказательства можно привести любой однотактник на прямонакальных триодах – лаконичность звукового тракта привлекла бы многих производителей, но сложность и дороговизна выходных трансформаторов быстро охлаждает коммерческий пыл. Именно поэтому таких усилителей на рынке можно пересчитать по пальцам, а действительно хороших – и того меньше.

Тактильная инженерия

Главная проблема здесь в том, что через первичную обмотку трансформатора течёт анодный ток выходной лампы, который может достигать очень высоких значений. Чтобы при этом сердечник не входил в насыщение, в нём делается немагнитный зазор, но при этом падает индуктивность трансформатора, а она нужна для воспроизведения басов. Чтобы её увеличить, приходится мотать больше витков, и тут же растёт ёмкость, из-за которой трансформатор начинает резать высокие частоты. Выход из этого замкнутого круга сложен и дорог, требует массы экспериментов и кропотливого труда.

 

Итальянская Unison Research проектирует и выпускает ламповые усилители с 1987 года, поэтому опыта в разработке схем и изготовлении трансформаторов ей не занимать.

Модель Simply 845 – предтоповая в линейке интегральных усилителей компании, выше только Absolute 845 со сдвоенным шасси и отдельным источником питания.

Можно долго говорить о технологиях и схемотехнике (это у нас впереди), но главное, что эта вещь сделана так, что её хочется не только разглядывать, но и трогать. Декоративные элементы из массива вишни вырезаны и обработаны вручную теми же самыми методами, что уже сотни лет используются в Италии при создании музыкальных инструментов. Несимметричный дизайн Simply 845, в котором изысканный стиль сочетается с инженерной функциональностью, создал Карло Кьярелло (Carlo Chiarello), уже много лет экспериментирующий с деревом, металлами и различными лакокрасочными покрытиями.

Можно долго говорить о технологиях и схемотехнике (этим мы ещё займёмся), но главное, что эта вещь сделана так, что её хочется не только разглядывать, но и трогать.  

Усилитель собран на стальном шасси шириной 39 и глубиной 60 см, на котором установлены шесть ламп и солидный по габаритам кожух, закрывающий силовой и выходные трансформаторы. В каждом канале по паре подобранных двойных триодов ECC82/12AU7 (предварительный усилитель и драйвер, в последнем, очевидно половинки включены параллельно) и мощные прямонакальные триоды 845. Эти заказные красавцы с логотипом Unison Research, изначально разработанные для радиопередатчиков, отличаются образцовой линейностью и солидным сроком службы. Позади них установлен изящный алюминиевый экран, отражающий тепловое излучение и предотвращающий нагрев трансформаторов, которые, как известно, считаются сердцем лампового усилителя. Разумеется, всех тонкостей Unison Research не раскрывает, поскольку в разработку вложено слишком много средств и времени.

 Для модели Simply 845, как и для всех других, выходные трансформаторы изготавливаются по эксклюзивной технологии и мотаются опытными мастерами вручную. Ш-образный (EI) сердечник набирается из тонких пластин железа с повышенным содержанием кремния. От толщины пластин зависит количество потерь, а состав стали влияет на линейность процесса намагничивания, т.е. на уровень искажений, вносимых трансформатором. В качестве изоляции между секциями обмоток используются чрезвычайно тонкие плёнки из майлара и полипропилена, что позволило радикально снизить ёмкость трансформатора и за счёт этого расширить полосу усилителя до 50 кГц. И это при индуктивности, обещающей бас от 20 Гц!

Для модели Simply 845, как и для всех других, выходные трансформаторы изготавливаются по эксклюзивной технологии и мотаются опытными мастерами вручную. 

Отмечу также, что во вторичной обмотке нет отводов для акустики с разным импедансом – выход усилителя универсальный, но учитывая его выходное сопротивление 6 Ом, для лучшего демпфирования лучше подобрать колонки сопротивлением 8 Ом и выше. 

В отличие от более ранних моделей, в Simply 845 нет переключателя для выбора глубины обратной связи – она здесь фиксированная, 14 дБ. По сравнению с транзисторными усилителями это просто мизерное значение. 

Входная коммутация предусматривает подключение четырёх линейных источников. Имеется и два выхода – фиксированный с предварительной секции и регулируемый на активный сабвуфер. Кстати, громкость в усилителе регулируется качественным потенциометром ALPS RK27, т.е. никаких процессоров, коммутаторов и т.д.

 

Акустические системы у нас в системе особенные, у них даже в спецификациях написано – Tube Friendly. Роскошные Blumenhofer Genuin FS 2 при чувствительности 94 дБ и сопротивлении 8 Ом действительно созданы для работы с ламповыми однотактниками. За нижний регистр отвечает 12-дюймовый драйвер с лёгким бумажным диффузором, 3-дюймовый СЧ/ВЧ-излучатель, озвучивающий диапазон 1150 Гц – 20 кГц, работает в рупорном оформлении. Масса одной колонки 45 кг, отделка натуральным шпоном просто роскошная.

Один такт – это много

В начале я специально не коснулся главного – а зачем вообще нужен однотактный усилитель, если сделать его сложно, да и мощность в разы меньше, чем у двухтактного. Вся прелесть в том, что выходная лампа в однотактнике работает в чистом классе «А», и весь двойной размах сигнала воспроизводится целиком, а не составляется из половин. Вследствие этого отсутствуют переходные процессы и искажения, возникающие при разделении сигнала и его сложении в двухтактном выходном каскаде. Как результат - повышенная достоверность и музыкальность звучания сингл-энда.

 В отличие от более ранних моделей, в Simply 845 нет переключателя для выбора глубины обратной связи – она здесь фиксированная, 14 дБ.

Второй важный момент – 845-е триоды прямонакальные, т.е. катод и накал является одним элементом. За счёт прямой эмиссии обеспечивается повышенная линейность усиления, т.е. любой сигнал, от едва слышимого до максимально возможного, усиливается в одинаковое число раз. При этом сохраняется то же соотношение между звуками разной громкости, которое было во входном сигнале. И это также воспринимается на слух как достоверность звучания и повышенная музыкальность.

 

Всё описанное выше ярко проявляется в характере Simply 845 и производит очень простое воздействие – хочется не анализировать звучание, а сидеть и слушать музыку.   

Тем не менее, стоит обратить внимание на нижний регистр. Бас считается слабым местом однотактников, в основном, из-за стремления производителей экономить на трансформаторах. В нашей же системе колонки с рабочей границей 30 Гц нижнюю октаву выдают реально, и не в виде невнятного гула, наоборот, природа каждого звука легко определяется на слух – удар большого барабана, атака струны бас-гитары или низкая синтезированная нота.

Ударная установка на тестовой записи прорисовывается к тому же пространственно: часть барабанов и тарелок в центре, а часть – на флангах звуковой сцены. И каждый удар имеет собственный узнаваемый спектр, поэтому партия воспринимается не как упражнение барабанщика, но реальный музыкальный фрагмент со своей мелодической канвой. Впечатляет и резкость ударов, и скорость при передаче быстрых серий, и общая динамика – даже на уровнях, сопоставимых с SPL вблизи реальных барабанов, искажений не слышно. И вот упомянутое масштабирование громкостей: лёгкое касание мембраны и сильный удар том-тома воспринимаются так же, как при живом исполнении – без искажения динамики. 

Певческие голоса передаются как в хорошей речевой студии – с малейшими тембральными нюансами, характерной артикуляцией и дыханием. То же можно сказать и про звучание струнных инструментов – слышны все тембральные нюансы, реверберации, на некоторых фрагментах можно даже почувствовать атмосферу большого зала.

 Верхний, «атмосферный» слой «Блюменхоферы» выстраивают убедительно и красиво, но, разумеется, с подачи Simply 845. Верхний диапазон в системе получился лёгкий в передаче струнных обертонов и в меру жёсткий при ударе по тарелкам, с длинной россыпью послезвучий. Такая деликатность, сочетающаяся со способностью конкретно врезать по ушам, оказалась полезной на всех жанрах (а их было немало), которые мы отслушали в процессе испытаний усилителя.

Такая деликатность, сочетающаяся со способностью конкретно врезать по ушам, оказалась полезной на всех жанрах (а их было немало), которые мы отслушали в процессе испытаний усилителя. 

И, наконец, построение пространственной картины. Основой вклад в неё, разумеется, принадлежит СЧ/ВЧ излучателям, помещённым в рупоры с необычным профилем. Они в силу особой характеристики направленности дают возможность выстраивать сцену по своему вкусу – об этом можно судить по тому, как меняется картинка при отклонении слушателя от центра. Это полезное свойство можно использовать для адаптации систем к конкретному помещению. Но то, что в любом варианте сохраняется чёткая фокусировка звуковых образов и при изменении громкости сцена не искажается – это уже заслуга усилителя. Значит, выходные трансформаторы абсолютно идентичны, а лампы строго подобраны попарно для правого и левого каналов. 

Короткое же резюме будет звучать так: Simply 845 звучат легко и открыто, с мгновенной реакцией на любое изменение входного сигнала. С быстрым и глубоким басом, красиво контрастирующим с серебром в верхней полосе. Многое будет зависеть от колонок, но основу звучания всё же закладывает усилитель, и в нашем случае эта основа называется «музыкальность».

КОМПОНЕНТЫ

Источник: сетевой транспорт Auralic Aries G2.1

ЦАП: MSB Premier DAC

Акустические системы Blumenhofer Genuin FS 2

Распределитель питания Kubala-Sosna Xpander LXP1-7

Кабели:

-  Ethernet Kubala-Sosna  Elation

-  межблочные Kubala-Sosna серии: Sensation, Elation

-  акустические Kubala-Sosna Realization

-  силовые Kubala-Sosna Realization

Виброразвязка:

- для аппаратуры IsoAcoustics Orea Bronze, Orea Indigo , Delos

Simply 845

Производитель: Unison Research (Италия)

Входы: 4 линейных стереопары RCA || Выходы: Rec Out, Sub Out, 2 пары винтовых акустических || Максимальная выходная мощность: 2 x 23 Вт || Воспроизводимый диапазон: 20 Гц – 50 кГц (+0/-1 дБ, 12 Вт) || Глубина обратной связи: 14 дБ || Входное сопротивление/ёмкость: 47 кОм/100 пФ || Выходное сопротивление: 6 Ом || Потребляемая мощность: 300 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 370 x 260 x 570 мм || Масса: 30 кг || Цена: 1 024 000 руб.

Тест-обзор подготовлен редакцией SALON AV

Автор статьи: Николай Ефремов