Тест аудиокомпонентов Ayre Acoustics KX-5/VX-5 в новой модификации Twenty

Тест аудиокомпонентов Ayre Acoustics KX-5/VX-5 в новой модификации Twenty

Американская компания Ayre Acoustics отличается оригинальной философией и необычным подходом к архитектуре электронных схем усилителей. 

Самобытность аудиокомпонентов Ayre давно стала правилом. Конечно, уникальность техники Ayre лучше всего демонстрируют усилители бескомпромиссной R-серии, сделанной без оглядки на стоимость комплектующих. Однако большинство фирменных технологий компании (только в чуть упрощенных вариантах) можно найти и в моделях базовой, самой многочисленной High-End линейки под номером "5".

Предварительный усилитель KX-5 и усилитель мощности VX-5 были выпущены в 2013-ом, а затем в начале 2015-го года, претерпев глубокую модернизацию, получили к имени дополнение Twenty (в честь юбилея компании). В новом издании компоненты приобрели улучшенные блоки питания и выходные каскады. Вместо подстроечных потенциометров в схемах используется автоматическая регулировка смещения по постоянному току, которая не только улучшает звучание компонентов, но также способна компенсировать постоянную составляющую, подмешанную в сигнал неидеальным источником. Разумеется, в конструкции KX-5 и VX-5 используется ряд ключевых решений Ayre Acoustics, таких как нулевая обратная связь, полностью балансная схема с дискретными радиоэлементами и подобранными комплементарными транзисторами.

Предварительный усилитель Ayre KX-5 Twenty

Симметричная схема, симметричное расположение разъемов на задней панели и элементов управления ‒ этот принцип господствует во всем, в том числе и в дизайне приборов Ayre. Центр фасада предусилителя занимает большой матричный дисплей, по бокам от него ‒ две кнопки и две одинаковые ручки. Корпус устройства собран из анодированных алюминиевых панелей, толстенный фасад и передние ручки также выточены из этого металла.

Ayre KX-5 Twenty

Правая ручка регулирует громкость, правая кнопка имеет две функции: Mute и перевод усилителя в спящий режим. Активация функций зависит от продолжительности нажатия. Ayre принципиально использует фирменные пошаговые регуляторы громкости, в частности KX-5 оборудован 46-позиционным переключателем с интервалом 1.5 дБ. Левая ручка прибора служит селектором входов. Левая кнопка предназначена для включения выходов звукозаписи или доступа к режиму настройки. В последнем случае можно самостоятельно называть входы, выбирать для каждого индивидуальный уровень сигнала (в диапазоне 0-6 дБ), выключить из схемы регулятор громкости (полезно, если KX-5 используется в аудиосистеме вместе с внешним звуковым процессором), выбрать вход по умолчанию в конфигурации AyreLink. Порты AyreLink заменяют в устройствах компании привычные гнезда триггеров, автоматически включая соединенные в цепь аудиокомпоненты. Особые кабели для AyreLink не нужны, подойдет распространенный телефонный провод с разъемом RJ-11.

В центре задней панели KX-5 расположился разъем сети переменного тока, клавиша питания и два порта AyreLink, справа и слева в традиционном симметричном построении разместились 6 входов и 4 выхода (входы: 4х балансных XLR, 2х несимметричных RCA; выходы: 2х балансных XLR, 1х XLR для записи, 1х несимметричный RCA).

Задняя панель Ayre KX-5 Twenty

Вся схема предварительного усилителя задумана с той целью, чтобы не пустить шумы в сигнальную цепь. Для этого применяются разные методы, начиная от выбора малошумящего дисплея, специального трансформатора с El-сердечником в блоке питания и фирменных фильтров, защищающих схему от радиопомех. Технология фильтров Ayre Conditioner использует известное свойство сердечников в катушках индуктивности, переводящих энергию высокочастотных помех в тепло. Большинство таких сердечников делают из магнитных материалов типа феррита. В этом, по мнению инженеров Ayre, и кроется подвох, так как сердечники, намагничиваясь со временем, меняют характеристики фильтров, ограничивая их эффективность. Поэтому, в отличие от большинства конкурентов, фильтры Ayre Conditioner не содержат магнитных элементов. Входные переключатели KX-5 сделаны на базе полевых транзисторов. Реле, которые предпочитают для этих целей многие производители, в сигнальных цепях KX-5 не используются из-за негативного влияния на звук, их роль в предусилителе сведена к ключам в "земляном" контуре. Получается, что неактивные входы KX-5 вместе с подключенными к ним источниками полностью изолируются от действующей аудио цепи, сводя к минимуму наведенные шумы.

Регулировка громкости в предусилителе реализована с помощью уникальной трансимпедансной схемы с переменным усилением VGT (Variable Gain Transimpedance). Вместо привычного аттенюатора уровня звука и линейного каскада с фиксированным усилением в KX-5используется радикально новая схема, в которой чувствительный входной сигнал вообще не затрагивается, зато регулируется сам коэффициент усиления. У такого подхода несколько преимуществ: 1) входной импеданс устройства теперь не определяется блоком аттенюатора, его можно сделать достаточно большим, чтобы частотный отклик устройства не менялся с изменением громкости; 2) предусилитель имеет постоянное соотношение сигнал/шум, не зависящее от уровня громкости. В то время как в идеальном предусилителе, построенном по обычной схеме, оптимальное соотношение сигнал/шум получается только на максимальной громкости, на средней же громкости оно меньше расчетного. По оценкам инженеров Ayre технология VGT улучшает соотношение сигнал/шум предусилителя на несколько десятков децибел.

Собственно вариатор усиления в схеме VGT базируется на фирменном пошаговом регуляторе Ayre, укомплектованном сверхточными резисторами. Для изменения импеданса традиционно используются дисковые аттенюаторы Shallco с контактами из чистого серебра (4 штуки по количеству каналов и полуволн звукового сигнала в балансной схеме). Синхронность регулировки осуществляется с помощью оригинального комплекса с шестеренками и зубчатыми ремнями, связанными с шаговым электродвигателем, который реагирует на вращение ручки громкости или команды от пульта ДУ.

Ayre KX-5 Twenty

Технология улучшенных блоков питания AyreLock унаследована KX-5 от усилителей топовой R-серии. Компания разработала новый тип стабилизаторов напряжения, характеристики которых заметно превышают оные у распространенных трех-пиновых микросхем. Разумеется, стабилизаторы AyreLock собраны из дискретных элементов и не используют обратную связь. Стандартные регуляторы работают только в одну сторону, и в зависимости от типа ничего не могут сделать с просевшим или наоборот скакнувшим вверх напряжением. Стабилизатор AyreLock представляет собой двухтактную схему, способную регулировать напряжение в обе стороны, быстро и аккуратно фиксируя его на требуемом уровне. Очевидно, что стабильное питание каскада усиления снижает искажения звука.

Следующая придумка конструкторов Ayre ‒ фирменная схема Equilock. Она также касается вопроса стабилизации напряжения, но уже не в блоке питания, а в каскаде усиления. Технология Equilock является модификацией каскодной схемы, когда к усиливающему транзистору, отдающему ток на нагрузку, добавляется дополнительный транзистор, стабилизирующий напряжение в активной цепи. При этом само напряжение на усиливающем транзисторе ‒ дело тонкой настройки и подбирается специалистами Ayre на слух в ходе продолжительных сеансов прослушивания.

Выходной каскад KX-5 называется Diamond Output. Каскад получил имя от схемы "алмазный буфер", запатентованной в 60-х годах прошлого века. Такой буфер состоит из двух последовательных эмиттерных повторителей, комплементарных и соединенных перекрестно таким образом, что схема способна частично компенсировать шумы и искажения, возникающие в транзисторах. Кроме того, Diamond Output соединяет обе половинки балансной схемы в одной точке без всяких промежуточных элементов, поэтому не вносит искажения в форму сигнала при объединении разных фаз на выходе усилителя.

Усилитель мощности Ayre VX-5 Twenty

Ayre VX-5 Twenty

 

Стереоусилитель выполнен в тяжелом корпусе из толстых алюминиевых панелей. Фасад аппарата несет лишь одну кнопку и светодиодный индикатор. Три функции кнопки: короткое нажатие ‒ Mute, длинное ‒ перевод усилителя в режим малого энергопотребления. Третью функцию можно попробовать, когда усилитель выключен, но не отсоединен от сети. Нажатием кнопки аппарат переводится в режим настройки, где можно выбрать яркость переднего индикатора.

Ayre VX-5 Twenty задняя панель

Обратная панель VX-5 открывает традиционную для Ayre картину полной симметрии: в центре ‒ клавиша включения, разъем электропитания и два порта AyreLink, по сторонам ‒ входы (балансный XLR и несимметричный RCA) с тумблером выбора соответствующего типа. Усилитель оснащен двумя парами акустических выходов, укомплектованных необычными клеммами производства Cardas. Клеммы не универсальны и приспособлены только под кабельные коннекторы "лопатка".

Ayre VX-5 Twenty

Начинка VX-5 использует все те же фирменные технологии, описанные нами в разделе предварительного усилителя KX-5, с поправкой на большую мощность сигнала: линейный блок питания AyreLock с El-трансформатором и фильтром Ayre Conditioner, схема стабилизации напряжения Equilock в каскаде усиления, выходной каскад на основе технологии Diamond. Вот только выходной каскад VX-5 улучшен до версии Double Diamond, больше подходящей для усилителей мощности. Дело в том, что выходной ток схемы Diamond в простейшем виде недостаточен для усилителя мощности. Для старых моделей оконечных усилителей инженеры Ayre переработали схему каскада, превратив его в связанную систему из трех эмиттерных повторителей. Получилась достаточно сложная и дорогая схема, требующая мощных управляющих транзисторов, потребляющая много тока и выделяющая много тепла. Поэтому варианты Diamond Output в каскадах мощности нуждались в усиленном блоке питания и улучшенном теплоотводе. В ответ на это и был разработан каскад Double Diamond ‒ удвоенный Diamond с 12 биполярными транзисторами в одном канале усиления. Модификация выходного каскада не слишком отразилась на мощности, лишь слегка ее увеличив, но Double Diamond решает другие задачи. Во-первых, новая схема значительно (примерно на 20º С) снизила температуру выходного каскада; во-вторых, она улучшила контроль мощности усилителя на низких частотах.

Впечатления

Ayre и Estelon инсталяция

 

АУДИОКОМПОНЕНТЫ

  • Источник: сетевой проигрыватель Lumin A1
  • Акустические системы: Estelon model YB
  • Сетевой кондиционер: Ayre L-5xe
  • Межблочные кабели: Tchernov Cable Ultimate IC XLR (ист./пред.), Tchernov Cable Reference IC XLR (пред./мощн.)
  • Сетевые кабели: Tchernov Cable Classic XS
  • Акустические кабели: QED X-Tube XT400

За помощь в организации прослушивания предварительного усилителяAyre KX-5 Twenty и усилителя мощности Ayre VX-5 Twenty благодаримгалерею "Назаров" и компанию "Эн-Трейд". Для демонстрации компонентов Ayre использовалась аудиосистема с экстравагантными АС Estelon model YB, межблочными кабелями Tchernov Cable и акустическими QED (подробнее см. в табличке аудиокомпонентов).

 

В звучании аудиосистемы, построенной вокруг компонентов Ayre, есть что-то от элитной "лампы" с ее аналоговой гладкостью и восхитительной чувственностью звука. Воспроизведение совершенно открытое и вдохновенно натуральное, абсолютно лишенное неприятных акцентов, например, тех же преувеличенных сибилянтов. Достигается это за счет легкой матовости верхней половины спектра, не в смысле какой-то дымки, скрывающей подробности, просто немного затеняется блеск дискантов. Звуковые обертоны при этом остаются безукоризненно чистыми и прозрачными. В сочетании информативности, атмосферности и общей комфортности звука связка компонентов Ayre с акустическими системами Estelon приближается к эталонному воспроизведению.

Теплая, эмоциональная середина, лишенная и тени неестественности, открывает богатейшую бархатистую фактуру тембров. Где изящество, проработанного до мелочей звука, переходит в новое качество, превращаясь в изысканность. Одна из сильнейших и трогательных сторон воспроизведения ‒ представление вокала, филигранно показывающее тончайшие моменты техники исполнения и настроения. С такой же бесподобной красотой и правдивостью озвучиваются все акустические и электронные инструменты ‒ это катарсис!

Ayre инсталяция

Упругий и вещественный бас усилителей Ayre отменно собран и проработан, легкий недостаток самой нижней октавы можно списать на большие размеры зала, в котором проходило прослушивание. Естественный рельеф баса с легкостью проходит проверку любыми инструментами от органа и концертного рояля до бочки и других низкочастотных составляющих ударной установки. Басовые партии, даже причудливо наложенные друг на друга, никогда не теряют отчетливости, ни тембровой, ни пространственной.

Музыкальная сцена расходится на большой объем виртуального пространства. Получается светлая трехмерная композиция, нарисованная в живой и естественной манере. Места хватает даже для больших оркестров, отдельные исполнители легко различимы в любой части сцены. Контрастность картинки замечательна, но вместо искусственно прочерченных голографических контуров видим образную картинку с кристально ясными ореолами, наполняющими сцену не пустотой, а осязаемым воздухом. Аудиосистема замечательно передает масштаб и границы концертного зала, искусно превращая музыкальный образ в единое целое. Передние планы музыкального ансамбля слегка выделяются. Небольшая фокусировка внимания на солистах, словно делающих шаг вперед, только укрепляет непосредственный контакт слушателя с музыкой.

И еще, усилители очень тихие в музыкальных паузах ‒ это практически мертвая тишина, кажется, не подернутая даже легкой шумовой вуалькой. Вот отсюда и происходит мастерское умение нюансировки звука и свободная динамика. Ни сложность композиции, ни многочисленность музыкантов исполняющих оркестровые крещендо или тутти не влияют на шикарное разрешение звука.

Комфортное воспроизведение аудиосистемы с компонентами Ayre имеет одну особенность в представлении макродинамики, а именно некоторую округлость звучания. Изредка она не дает полностью раскрыть артикуляцию резких импульсов, например, при сильном ударе смычком по струнам или в таком экстремальном моменте как выстрел из пушки. Это не грубая обрезка амплитуды, искажающая звук, а легкое ограничение, мягкое ослабление самых драматичных акцентов. Поэтому в общем балансе воспроизведения усилителей Ayre прежде всего идут детали, натуральность и музыкальная гармония звучания, а драйв ‒ не то чтобы вторичен, но чуть менее важен.

Итог

Комплект усилителей Ayre KX-5/VX-5 Twenty ‒ High-End с большой буквы, отличающийся оригинальной схемотехникой и изысканным звучанием. И все-таки, даже с учетом класса компонентов, их немалой стоимости и оправданных ожиданий высокого качества звучания, связка усилителей Ayre восхищает выдающейся музыкальностью воспроизведения.

Технические характеристики

Модель Предварительный усилитель Ayre KX-5 Twenty
Частотный диапазон (Гц) DC-250k
Аналоговые Входы 4х - балансные XLR (2 МОм, 16 В rms макс. вх. уровень), 2х - несимметричные RCA (1 МОм, 8 В rms макс. вх. уровень)
Аналоговые Выходы 1х - RCA, 2х - XLR, 1x - XLR с фикс. уровнем (для записи)
Габариты ВхШхГ (мм) 100х440x340
Вес (кг) 10.5

 

Модель Стереоусилитель мощности Ayre VX-5 Twenty
Выходная мощность (Вт) 175 (8 Ом), 350 (4 Ом)
Частотный диапазон (Гц) DC-250k
Усиление (дБ) 26
Аналоговые Входы XLR/RCA (импеданс 2 МОм/1 МОм)

Акустические Выходы

2х - клеммы Cardas под коннекторы типа "лопатка"
Габариты ВхШхГ (мм) 120х440x480
Вес (кг) 24

Тест предоставлен журналом AVReport.Ru