В мире портативного аудио, или, как сейчас принято говорить, «персонального», в силу того, что многие устройства по размеру не уступают таковым из «больших» систем, но рассчитаны на наушники, набирают популярность так называемые «комбайны» - аппараты, где совмещены несколько функций. Основное их предназначение – воспроизведение музыки c компьютером в качестве источника.
Это логично, многие люди проводят свое свободное или рабочее время за компьютером, и почему бы не предоставить возможность слушать любимую музыку с максимально возможным качеством? Обычно функциональность такого устройства включает в себя ЦАП и усилитель для наушников, но нередко такие аппараты еще и имеют функцию предусилителя – это удобно, когда около компьютера есть еще и пара активных мониторов. Такие «кабинетные» системы пользуются заслуженной популярностью.
По понятным причинам стоимость таких комбайнов как правило ниже, чем стационарных аппаратов в «больших» системах, и здесь есть свои игроки рынка и свои фавориты. Но иногда компании из сектора High End, занимающиеся дорогими стационарными устройствами, «заходят на огонек» и сюда. Их многолетний опыт и грамотная экономическая политика позволяют конкурировать качеством звучания и ценой даже с самыми популярными моделями компаний-завсегдатаев, специализирующихся на «портативе». Сегодня у нас похожий случай, а комбайн называется Ayre Codex.
Американская фирма Ayre Acoustics известна в основном своими дорогими и очень дорогими моделями, поэтому мне было любопытно, что она может предложить любителям наушников, тем более, что ценник оказался весьма умеренный, и это было несколько неожиданным.
«Умеренная цена, отличный звук, прекрасный дизайн – выбери два пункта из трех» - такая мысль приходит в голову при первом взгляде на Ayre Codex. Конструкторы Ayre явно находились в жестких рамках, и сразу видно, что им пришлось приложить усилия, чтобы потягаться с конкурентами и сохранить привлекательность по цене для массового потребителя, да еще при этом предоставить высококлассный саунд (по крайней мере этого мы ожидаем от авторитетной High End компании, не так ли?).
Вид у устройства не сказать, чтобы совсем заурядный, но, вообще говоря, действительно утилитарный. Больше напоминает промышленный прибор. Обычный стандартный корпус (такой используют тысячи мелких фирм и самодельщиков) небольшого размера располагается вертикально, то есть, аппарат «стоит на боку». Четыре самоклеящихся ножки позволяют ему при этом не скользить по столу. На фирменный стиль намекает только фрезерованная передняя панель с глубоко расположенным крошечным простейшим дисплеем, построенным на семисегментных индикаторах красного цвета.
Органы управления, за исключением клавиши включения в сеть, расположенной рядом с разъемом питания, находятся на передней панели. Точнее, единственный орган управления – многофункциональная электронная ручка с «бесконечным» вращением и возможностью нажатия. Этой ручкой осуществляется доступ к меню (долгое нажатие), где можно выбрать вход – USB или оптический, отрегулировать яркость дисплея, а также выбрать режим работы – только ЦАП или цифровой предусилитель. Кроме того, короткое нажатие служит для быстрого отключения звука. В режим усилителя для наушников аппарат переходит автоматически, в момент, когда пользователь вставляет штекер в разъем на передней панели. При этом аппарат (тоже автоматически) выставляет комфортный и невысокий уровень громкости – на случай, если вы случайно подключите наушники «на ходу», во избежание повреждения самих наушников, и, главное, ваших ушей. В общем, эргономика меня порадовала, да что там, я бы сказал, что она идеальна, трудно придумать что-то лучше. Сразу понятно, что над устройством работали не спустя рукава. Все это как-то заранее настраивало на положительный лад и стимулировало познакомиться с аппаратом поближе.
Аппарат имеет всего два входа – USB и оптический вход. Основным, конечно, является вход USB, так как он позволяет воспроизводить музыку в формате DSD 64 и 128, а также PCM с практически любыми параметрами (до 384 kHz). На первый взгляд, входов маловато, однако «компьютерная» принадлежность аппарата ничего иного и не предполагает. Тем не менее, наряду с выходом с разъемами RCA, аппаратик может похвастать и балансным выходом. Как я уже сказал выше, это не только ЦАП, но и цифровой предусилитель, причем громкость регулируется специальным DSP путем пересчета в 32-разрядном представлении, для минимизации деградации сигнала.
Усилитель для наушников имеет три выхода – один разъем 6,3 мм и два разъема 3,5 мм. На первый взгляд наличие пары разъемов 3,5 мм для настольного аппарата выглядит странно, однако помимо очевидного предназначения этих разъемов, такое решение используется для балансного подключения наушников высокого класса, когда каждый кабель для своего канала подключается к собственному разъему.
Аппарат построен на известном чипсете ES9018K2M Sabre. Однако, здесь есть своя особенность. В отличие от большинства конструкций на этой микросхеме, которые используют встроенные в чип цифровые фильтры, разработчики применили собственную программу фильтрации, т. н. «minimum phase filter», алгоритм которой был прошит в микросхеме FPGA. Применение FPGA сегодня считается наиболее современным и грамотным подходом при проектировании цифро-аналоговых преобразователей, однако требует соответствующего опыта, а также временных и финансовых затрат. Тем не менее, такая конструкция позволяет получить именно желаемый с точки зрения разработчика саунд, в то время как стандартные фильтры микросхемы ЦАП могут и не устроить, и об этом я еще скажу ниже.
Конструкторы фирмы Ayre использовали весь свой опыт в разработке даже такого простого с их точки зрения устройства, и снабдили его своими фирменными патентованными решениями, в том числе особое внимание было уделено питанию. Выходной каскад аппарата построен по балансной схеме и без использования общей отрицательной обратной связи. Аппарат при работе сильно нагревается, держать руку, конечно, можно, но температура наощупь не ниже 50 градусов. К сожалению, открыть корпус устройства, чтобы сфотографировать все это техническое великолепие, мне не удалось. Видимо, задняя крышка крепится как-то неочевидно, и открутить винты оказалось недостаточным
И вот мы, наконец-то, добрались до описания звучания. Аппарат я испытывал в двух режимах – как ЦАП и как комбайн. Источниками служили сначала компьютер и ноутбук, а после к ним присоединился специализированный сетевой плейер Sonore microRendu.
Первый вывод по звучанию, который мне бы хотелось сделать, касается факта, что усилительная часть здесь находится в паритете с ЦАПом. При использовании аппарата в знакомой системе как чистого ЦАП, так и при прослушивании в хорошо известных наушниках, характер звука сохранялся полностью.
Второй момент, который хочется отметить, высокая чувствительность аппарата к качеству источника. Прекрасно было слышно разницу между софтовыми плейерами, предпочтение я отдал Jriver, но подключение специализированного источника позволило вывести Codex буквально на новый уровень. Как бы ни был привлекательным вариант с обычным компьютером или ноутбуком, если хочется создать бескомпромиссную систему, придется думать о сетевом плейере, специально предназначенном для вывода музыки через USB.
Этот тезис, на мой взгляд, подтверждает такой специфический момент. Sabre – достаточно сложный для реализации чипсет, и имеет специфику в звучании, избавиться от которой или минимизировать ее влияние достаточно трудно. Речь идет, во-первых, о характерных высоких частотах, излишне нежных, «серебристых». С одной стороны, это вроде неплохо, а с другой, ВЧ играет все время как бы в одном ключе, и часто им не хватает правдоподобной агрессивности. Во-вторых, звучание ЦАПов на этом чипсете в верхней середине часто страдает от избыточного внимания к второстепенным деталям и некоторому форсажу атак в ущерб основному тону, что иной раз дает суховатое и несколько агрессивное звучание в данном диапазоне. Все это часто способствует негативным отзывам о ЦАПах на чипсете Sabre, хотя помимо недостатков правильная реализация такого ЦАПа приносит и массу достоинств – большой динамический диапазон, чернота пауз, прозрачный и в то же время плотный звук, правдоподобные тембры с обилием обертонов.
Так вот, конструкторам Ayre, вероятно, благодаря применению собственного цифрового фильтра, изощренной схемы питания и тщательно проработанному интерфейсу USB (от Гордона Ранкина) удалось максимально нивелировать недостатки чипсета Sabre, сохранив все преимущества. С источником высокого класса уже нет смысла говорить о технической реализации, можно лишь оценивать, как аппарат передает содержание композиции.
И здесь Codex оказался на высоте. Помимо чисто формальных моментов, которые вроде как необходимо отметить, чтобы не создалось недомолвок, как-то: совершенно нейтральный, «быстрый» звук с внезапными динамическими всплесками, прекрасный баланс между атакой и основным тоном, отлично прорисованные края диапазона; он обладает еще и какой-то неуловимой тонкой эмоциональностью. Передается она любопытным образом: впечатление от чего-то эдакого, какой-то особой выразительности, возникает в конце каждой музыкальной фразы. Является ли этот результатом скрупулезно переданной нюансировки, тщательно воспроизведенных интонаций? Я не могу сказать точно. Эти особенности звучания носят невербальный характер, поэтому рассказать о них очень трудно.
Кроме того, я заметил еще одну вещь. Аппарат здорово передает особенности эпохи, когда звучала музыка, беспрепятственно пропускает через себя сам характер записи. Возникает даже впечатление, что не он доносит до тебя музыку сквозь время, а как бы переносит тебя на место действия.
Чтобы меня уж совсем не обвинили в досужих фантазиях, вернусь на землю и скажу об одной особенности, которую я заметил у Codex при прослушивании именно в наушниках. Речь идет о тонких и тихих деталях. Благодаря очень низкому порогу шума, они воспроизводятся особенно тщательно, с массой призвуков и обертонов, полнокровно и сочно.
Не скрою, Ayre Codex невероятно меня удивил. За неприметной внешностью скрывается тщательная работа конструкторов. Смело могу назвать этот аппарат в числе самых лучших устройств для персонального аудио. Да и даже без учета его прекрасного усилителя для наушников, то есть, как просто ЦАП, он уже выглядит интересно. Как комбайн он являет собой нечто большее, чем сумму частей. И я думаю, как итог сказанного выше, вас не удивит, что Codex после теста обратно не вернулся. Мой сын приобрел его в свою систему, поскольку как раз искал универсальный комбайн, подходящий для его комплекта высококлассных наушников. Пусть этот частный факт послужит своеобразным подтверждением моей высокой оценки изделия Ayre Acoustics.
Автор теста Юрий Волобуев.
Тест проведен порталом Soundex