Тест акустических систем Manger Audio S1

Небольшая семейная компания Manger из баварского городка Мелльрихштадт ‒ детище знаменитого изобретателя Джозефа Мангера, обладателя 40 международных патентов и престижной серебряной медали имени Рудольфа Дизеля

ОСОБЕННОСТИ

 

Небольшая семейная компания Manger из баварского городка Мелльрихштадт ‒ детище знаменитого изобретателя Джозефа Мангера, обладателя 40 международных патентов и престижной серебряной медали имени Рудольфа Дизеля, присужденной ему в 1982-ом году за достижения в области звукотехники. Но самый значительный результат исследований Мангера ‒ изобретение уникального излучателя MST (Manger Sound Transducer), открывшего дорогу к созданию акустических систем Manger, с одной из которых мы познакомимся в этом обзоре.

 Джозеф и Даниела Мангер

Принцип своего акустического излучателя Мангер запатентовал почти 50 лет назад (в 1969-ом году), а потом несколько десятилетий дорабатывал его технические аспекты и ждал теоретического обоснования от ученых, почему принцип MST вообще работает (доказательство с формулами в 1978-ом представил профессор Берлинского Технического Университета Манфред Хекль). Вот и получилось, что первый действующий образец MST был создан в 70-ых, а до полноценного серийного производства излучатель дожил только в 1990-ом году.

 

Зачем Джозеф Мангер принялся разрабатывать излучатель оригинальной конструкции, когда распространенные динамические головки вроде бы неплохо справляются с воспроизведением звука? По крайней мере, большинство меломанов и производителей не жалуются. Мангер, долгие годы исследовавший особенности человеческого слуха, считает, что определяющим для качества воспроизведения является характер звука во временном окне с точной скоростью нарастания сигнала, амплитудой и естественным затуханием. Например, аккуратное воспроизведение переходных характеристик – важнейший фактор для определения положения источников звука и их размеров, выработанный человеком в процессе эволюции. Без этой способности АС не могут правдиво отображать стереофонический образ музыкальной сцены.

 Manger в интерьере

Поэтому Мангер поставил перед собой задачу ‒ создать эффективный широкополосный излучатель с естественной импульсной характеристикой. В своих поисках Мангер забраковал традиционный динамик с жестким диффузором-поршнем. Такой излучатель из-за значительной массы диффузора и реакции подвеса всегда чуть запаздывают в начале отработки звукового сигнала и чуть «звенит», когда сигнал уже закончился. Не говоря уже о значительных трансформациях звуковых импульсов в многополосных акустических системах, в которых атаку сначала дает легкая мембрана твитера, а остальные головки реагируют с некоторым опозданием. Последним, разумеется, срабатывает тяжелый диффузор басовика. Сегодня звукоинженеры признают эту проблему: некоторые производители студийных мониторов решают ее, применяя звуковые процессоры, но Мангер, создавая MST, не имел современных возможностей и добился фазовой линейности воспроизведения электромеханическим образом за счет нестандартной конструкции динамика.

 Схема фазовой линейности

Излучатель MST имеет мотор с постоянным магнитом (пусть система отличается необычно плоским дизайном) и звуковую катушку (пусть странную ‒ двойную). На этом сходства MST и традиционных динамических головок заканчиваются. Диафрагма Мангера лишена внутренних и внешних подвесов, сделана плоской и гибкой. Эластичность диафрагмы меняется от центра к периферии, подобно строению базальной мембраны в улитке человеческого уха. Колебания бегущими волнами идут от центра диафрагмы к краю при этом ВЧ-колебания затухают быстро, СЧ – чуть медленнее, дольше всех «живут» низкочастотные волны, которые путешествуют до края, накатываясь на специальный абсорбер, наложенный на внешнюю и внутреннюю поверхность диффузора.

 Внутренняя поверхность дифузора

Плоский диффузор MST имеет диаметр 19 см и представляет собой трехслойный сэндвич, детали изготовления которого являются коммерческим секретом производителя. Фигурный абсорбер низкочастотных колебаний задает характерную 9-лучевую форму видимой части диафрагмы, давно ставшую визитной карточкой бренда. Звуковая катушка большого диаметра (70 мм) имеет двойную конструкцию, ее компоненты наматываются последовательно на алюминиевый каркас, но электрически соединены параллельно, компенсируя обратную ЭДС подвижной системы. Катушка из проволоки толщиной в волос имеет очень низкую индуктивность (всего 18 мкГн ‒ на три порядка меньше, чем катушки традиционных динамиков) и весит всего 0.4 грамма. Учитывая, что звуковой катушке MST не нужно двигать всю массу гибкой диафрагмы, она может срабатывать на электрический импульс очень быстро: время отклика составляет всего 13 мкс. Все части MST производятся с истинно немецкой скрупулезностью: те же корзины динамиков изготавливаются из нерезонансного дюралюминия с аэрокосмической точностью (до ±10 мкм), потом обрабатываются алмазным инструментом, а затем еще анодируются до шелковисто-матовой поверхности. Мотор современных излучателей Мангера использует набор из 15 неодимовых магнитов, позволивших довести чувствительность до 91 дБ. Излучатель получился действительно широкополосным, его рабочий диапазон простирается от 80 Гц до 40 кГц, поэтому в ассортименте были и есть модели на базе единственного излучателя MST. Однако в старших громкоговорителях Manger учитывается факт: на частотах ниже 200 Гц диафрагма MST начинает работать как поршень, отчасти теряя свои фирменные качества воспроизведения. В таких громкоговорителях нижний диапазон отдается на откуп басовику традиционной конструкции.

 Вид Manger S1 спереди и сзади

Знакомство хорошо начинать с лучшего, в случае продуктового ряда Manger это флагманская модель S1 ‒ напольная активная 2-полосная АС с корпусом закрытого типа. Подобный тип акустического оформления громкоговорителя очевиден, когда конструктор борется за точные импульсные характеристики воспроизведения.

 Вид спереди и сзади Manger Audio S1

АС Manger S1 отличается элегантным, необычно компактным для напольной колонки кабинетом, изящество которого подчеркивается малой глубиной корпуса, аккуратно скругленными углами и высококачественной отделкой шпоном, лаком или матовым покрытием Nextel (возможны самые разные расцветки по каталогу RAL). Кабинет опирается на алюминиевый постамент со съемными металлическими шипами. Корпус акустической системы выполнен из MDF с двумя изолированными отсеками для MST и басового драйвера. Об излучателе Мангера мы уже рассказывали, его низкочастотный помощник сделан по спецзаказу, укомплектован двухслойным диффузором диаметром 200 мм из полиэстера и стекловолокна и 38-мм звуковой катушкой.

 

Электронный модуль колонки упакован в собственный алюминиевый блок, размещенный в выемке на обратной стороне основного кабинета. Наличие крупных боковых радиаторов свидетельствует о серьезном тепловыделении встроенных усилителей. И действительно, S1 оснащаются не новомодными схемами D-класса, а усилителями класса A/B: 250 Вт идут на НЧ-драйвер, 180 Вт ‒ на излучатель Мангера, причем заявленная полоса «высокочастотного» модуля простирается до 250 кГц. Активный кроссовер делит диапазоны динамиков на частоте 330 Гц. К предварительному усилителю Manger S1 подключаются с помощью балансного кабеля XLR. Панель электронного блока несет ряд регуляторов и переключателей, допускающих выбор входной чувствительности, ограничение входного уровня, настройку ФВЧ (для работы с сабвуферами), смену полярности и настройку трехполосного эквалайзера. Выход на верхней панели электронного блока, связанный с еще одним переключателем на задней панели, позволяет подключить к АС пассивный низкочастотный модуль Manger LF.

 

ИЗМЕРЕНИЯ

 АЧХ Manger Audio S1

Общий тональный баланс АС Manger S1 равномерен. Особенности АЧХ в середине спектра (спады в узких частотных полосах), по-видимому, связаны с интерференциями звука от разных областей диафрагмы излучателя Мангера. При измерениях в ближнем поле этих «резонансов» больше, с удалением микрофона от излучателя отклик постепенно сглаживается. Поэтому при прослушивании с нормального расстояния (3-5 м) окраски звучания Manger S1 субъективно не определяются. С типичного для акустических измерений расстояния в 1 м неравномерность АЧХ Manger S1 составила ±5 дБ во всем рабочем диапазоне. Нижняя граница по уровню ±3 дБ ‒ 37 Гц. Направленность АС довольно заметна: под углом 30º по горизонтали спад АЧХ начинается от 3 кГц.

 

ОБОРУДОВАНИЕ

 

Цифровой источник: Ayre QX-5 Twenty (сетевой плеер/стример/предусилитель/ЦАП)

Межблочные кабели: Clarus Crimson (XLR)

 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

Manger Audio S1 в комнате прослушивания Manger Audio S1

При настройке аудиосистемы с Manger S1 производитель рекомендует развернуть колонки внутрь, чтобы акустические оси стереопары пересекались перед слушателем. Прослушивание полностью подтвердило успешность такой установки.

 

Как обещали создатели колонок, звук Manger S1 действительно обладает быстротой и четкостью в проработке временных переходов, причем оба излучателя АС прекрасно сочетаются по отклику и тональности. Хорошо ощущается и физическое отсутствие разделительных фильтров СЧ/ВЧ, так как этот диапазон озвучивается одним излучателем MST. В результате мы слышим гладкие, «шелковые» тембры, честность которых легко удостоверяется по женским голосам и струнным. Нижние частоты, отыгрываемые обычным динамиком (не MST) лишь поддерживают впечатление отменного «тайминга» звука с прекрасным контролем, хорошей атакой и солидной глубиной баса. Может быть, кому-то будет недоставать низкочастотной массивности и яркой энергетики, свойственной иным фазоинверторным колонкам. Однако для Manger S1 на первом месте всегда стоит натуральность звучания. И тут они очень хороши, демонстрируя редкую аутентичность воспроизведения басовых инструментов.

 Manger Audio S1 в интерьере

Уже по первому впечатлению, фактически с ходу, АС Manger S1 увлекают удивительно фактурным звучанием с насыщенной оттенками, богатой тембровой палитрой и материальной объемностью музыкальной сцены. При этом звучание подается с непринужденной естественностью, правдиво передавая инструменты и вокал. Воспроизведение отличается высокой нейтральностью. Партитура прорисовывается с многослойной детализацией, но это не педантичный (мониторный) разбор звука на запчасти, а гармоничное воссоздание музыкального образа с разными мелочами. Иными словами, колонки внимательны ко всем нюансам, но искусственно не заостряют на них внимание. Звук легко отрывается от колонок, «дышит» и растворяет пределы комнаты, оставляя слушателя наедине с музыкой. Выверенная артикуляция дает ровно столько акцентов, сколько нужно, не смягчая и не обостряя динамику.

 

Музыкальной сцене Manger S1 хочется петь дифирамбы ‒ отменная фокусировка образов, локализация, ширина по азимуту, но более всего впечатляет ощущение глубины и ясности перспективы стереокартины. Особенно радует не масштабность сцены как таковая, хотя и с ней все в порядке, а ее реалистичность, переданная за счет высокой контрастности изображения, правильных размеров образов и их взаимных позиций. Благодаря чему колонки без проблем справляются с оркестровыми произведениями, включая большие составы исполнителей.

 

ВЫВОДЫ

 

Понятно, что цель любой высококачественной акустической системы ‒ воспроизводить не просто звук, а музыку, максимально достоверно играть и петь вместо исполнителей на фонограмме. И от того, насколько хорошо АС справляется с этой задачей, зависит класс громкоговорителя. Судя по выступлению Manger S1 – это акустические системы высшей категории, музыкальность которых подбирается к полному реализму живого исполнения. А симпатичный дизайн колонок и оригинальная конструкция, подчеркивающая их эксклюзивность, только добавляет к ним интереса.

 

Тест предоставлен журналом AVReport.ru