«Я – инженер и не имею отношения к High-End»

Недавно на нашем портале AVREPORT.ru был опубликован тест компактной системы Daniel Hertz, состоящей из усилителя M9 и акустических систем M10. Данная система произвела очень сильное впечатление на наших экспертов. Для своих размеров и ценовой категории она звучит просто бесподобно. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что Daniel Hertz – это компания легендарного Марка Левинсона. Воспользовавшись предложением российского дистрибьютора Daniel Hertz – компании En-Trade, – мы смогли лично пообщаться с Марком и задать ему несколько вопросов.

Расскажите немного о своей биографии. Какое получили образование? Расскажите о работе профессиональным музыкантом и звукоинженером. Как начали заниматься проектированием аудио оборудования?

Это большой вопрос. На самом деле, вся моя биография изложена на вебсайте Daniel Hertz. Давайте я попробую рассказать о самых основных этапах и событиях. Во-первых, хочу напомнить, что я, прежде всего, музыкант. Мне повезло играть с очень одаренными джазовыми исполнителями. В юности я изучал классическую индийскую музыку. Очень рано я понял, что значение имеет не только качество исполнения, но и аппаратура для записи и воспроизведения музыки. Я начал записывать своих друзей и знакомых, проводил музыкальные мероприятия. Затем работал в нескольких компаниях и везде использовал уникальные технологические решения, соответствующие концепции того или иного бренда. Хочу сказать, что мне очень повезло с учителями. Такие люди, как Dick Burwen, Yasuo Nakanishi очень сильно повлияли на меня как на человека, занимающегося проектированием и производством аппаратуры. Вообще, мне очень повезло в жизни. Я работал с очень интересными людьми и, например, в компании Mark Levinson нам удалось разработать и выпустить несколько уникальных аппаратов только благодаря усилиям нашей уникальной команды. При этом следует признать, что в то время я сделал много ошибок. Главное – суметь сделать из них правильные выводы. Сейчас я очень рад, что до сих пор могу заниматься любимым делом, разрабатывать и внедрять свои идеи в аппаратуру Daniel Hertz.

Какой первый аудио продукт вы создали?

Это был предварительный усилитель Mark Levinson LNP-2. Я спроектировал его в возрасте 28 лет, его выпуск был начат в 1978 году. Данный усилитель обладал уникальными для своего времени характеристиками – соотношением сигнал/шум, разделением каналов, динамическими параметрами. Впрочем, и сейчас крайне немногие аппараты на рынке в состоянии конкурировать с ним. На самом деле, LNP-2 – это исторический продукт. В нем была реализована идея использования лучших электронных компонентов, доступных на рынке. По сути, он является родоначальником самой концепции High-End Audio. Другое дело, во что данная концепция превратилась потом, но это уже тема отдельного разговора.

А что насчет других интересных продуктов и разработок?

Я думаю, стоит упомянуть о твердотельном усилителе мощности ML-2, который работал в чистом классе А. Также мы сделали качественные аудиокабели с проводниками из чистого серебра и тефлоновыми диэлектриками. Стоит упомянуть и об очень интересной системе HQD System с тройным усилением, 24-дюймовыми вуферами, электростатической СЧ-секцией и ленточными ВЧ-динапмиками. Думаю, стоит сказать и об аудиофильских записях, которые мы делали в моей компании Mark Levinson Records. Когда я работал в компании CELLO, фокус делался на очень сложные системные решения. Также, работая в этом проекте, я считал, что одним из важнейших параметров является равномерность частотной характеристики. Именно поэтому нами была представлена концепция аудиофильского эквалайзера Audio Palette. Это было новое слово в индустрии High-End. Мы пошли против традиций компонентного подхода. Я хочу пояснить, что я имею в виду. В США индустрия High-End - это мафия, членами которой являются производители и специализированные журналы. Журналы берут аппаратуру на тест и публикуют хорошие обзоры только если вы даете им рекламу. Журналам выгоден компонентный подход – они тестируют отдельные акустические системы, усилители, источники, кабели и получают рекламу от каждого из производителей. CELLO же исповедовала системный подход – т.е. предлагала полные аудиосистемы. Журналы не могли признать нашу систему лучшей, поскольку поссорились бы со всеми остальными производителями компонентов. Наша концепция противоречила их бизнес-модели. Впрочем, характеристики систем CELLO были настолько хороши, что нам удалось построить систему прямых продаж потребителям.

Можете ли прокомментировать свое участи в разработке формата SACD, как это связано с вашими разработками High-End аппаратуры?

На самом деле, я не участвовал в разработке формата SACD или DSD. Я лишь помогал SONY правильно представить этот формат любителям качественного звука. И, между прочим, я хочу подчеркнуть, что я не имею никакого отношения к тому, что называется High-End индустрией. Я – хороший инженер, моя задача проектировать и производить аппаратуру с отличным качеством звучания. А High-End – это история про то, как все зарабатывают деньги – производители, дилеры, журналы… Только потребитель, стоящий в конце этой цепочки, их теряет. Так называемые High-End продукты стоят кучу денег и при этом зачастую не дают ничего. Мы очень часто можем видеть такие награды, как, например, «Кабель питания года». Это, простите, бред. Кабель питания должен проводить электричество, также он немного влияет на фильтрацию. Вот и все. Я же считаю, что во главе должен стоять инженерный подход. Я хочу честной и здоровой аудиоиндустрии, чтобы потребители оставались довольными. Сегодняшняя индустрия – не честная и не здоровая, бизнес основан на обмане потребителей.

Как появилось название Daniel Herz?

Компания Mark Levinson Audio Systems была у меня, по сути, украдена. Люди, которые сделали это, забрали мои идеи и даже мое имя и продали концерну Harman. В свою очередь, Harman заработал кучу денег, используя мои идеи, в частности, в области премиальных автомобильных аудиосистем. В соответствии с их условиями я не мог использовать собственное имя в названии своей компании, поэтому я решил взять имя моего отца Daniel, а Hertz – это фамилия моего знаменитого дяди Генри Герца. Я решил, что фамильное имя Daniel Hertz будет наилучшим способом отразить концепцию моей фамильной компании.

Расскажите о философии бренда? Каким характером, по-вашему, должна обладать аппаратура такого класса или же действительно качественная аппаратура, вообще не должна иметь собственного характера?

Я считаю, что одним из самых важных параметров является чувствительность акустических систем. Первые акустические системы обладали очень высокой чувствительностью, поскольку, например, в 30-е годы усилители были очень маломощными, и акустике надо было «выжать» максимум громкости из 1-ваттного сигнала. С появлением на рынке мощных усилителей у производителей появилась возможность делать менее чувствительные колонки – более компактные и более дешевые. Но нужно помнить, что чем ниже чувствительность АС, тем больше энергии преобразуется не в звук, а в тепло. АС с низкой чувствительностью сильно снижают разрешение воспроизводимой записи. До сих пор существует достаточно четкое разделение на домашнюю и профессиональную аудио аппаратуру. В домашней во главу угла ставится натуральность воспроизведения, в профессиональной – динамика и переходные характеристики. Я решил, что колонки должны взять лучшее из домашней и профессиональной областей – они должны обладать высокой чувствительностью и натуральным звучанием. Естественно, АС с высокой чувствительностью обладают большими размерами и высокой ценой, но это единственный способ сохранить всю информацию, которая имеется в записи. Можно сказать, что применение чувствительных АС – это первый принцип Daniel Herz.

Второй принцип заключается в построении усилителей с минимальными искажениями. Большинство усилителей, которые сейчас выпускаются, обладают очевидными недостатками при работе на малой мощности. При работе же с чувствительными АС именно к работе на низких уровнях мощности (до 1 Вт) предъявляются особенно высокие требования. Например, наш усилитель мощности М5 имеет характеристики усилителя класса А, имеет практически нулевые искажения на малой мощности, но при этом развивает до 400 Вт на 8-омной нагрузке. Т.е. он прекрасно работает на малой мощности и при этом имеет колоссальный динамический диапазон, что позволяет ему воспроизводить любой музыкальный материал. Мое мнение, что если вашим колонкам требуется усилитель с мощностью более 200 Вт, то эти колонки не очень хороши. С другой стороны, для качественного воспроизведения баса нужны большие вуферы, которые плохо работают с пассивными кроссоверами. Это приводит нас к необходимости применения схем двойного усиления с активными кроссоверами.

Большое значение имеют и предусилители, которые должны обеспечивать чистое неокрашенное звучание. Таков, например, наш M6 Pre, который, к тому же, оснащен встроенным ЦАП. ЦАП – это вообще в некотором роде предмет первой необходимости в наш век «компьютерного аудио». Если раньше все предусилители оснащались фонокорректорами, то сейчас их место заняли цифровые преобразователи.

Еще одни наша разработка отсылает нас к периоду, когда я работал в компании CELLO и занимался эквалайзером Audio Palette. Сегодня в Daniel Hertz мы разработали специальное программное обеспечение Master Class. Данное ПО представляет собой по сути программный эквалайзер Audio Palette, а также обладает рядом других полезных функций. Сегодня звуковые инженеры, работающие в студиях, записывают музыку, ориентируясь на собственные предпочтения, а также параметры их систем звукового мониторинга. Соответственно, некоторые записи могут подходить вашей системе, а некоторые – нет. Если запись звучит на вашей системе не очень хорошо, то совсем не обязательно менять компоненты, возможно, достаточно будет поменять параметры самой записи. ПО Master Class позволяет сделать это быстро и легко.

Сейчас в компании Daniel Hertz используется системный подход. Какие типы аппаратуры удаются вам лучше – источники, усилители, акустические системы? Какие устройства интереснее для вас, как для разработчика?

Что касается системного подхода, то я действительно считаю, что лучше использовать продукты, спроектированные как единая система. Но чаще всего люди покупают аппаратуру случайным образом, они не должны думать о том, подойдет ли эта акустика к этому усилителю и т.д. Поэтому каждое устройство само по себе должно обладать максимально нейтральным звуком и максимально возможным качеством. Что касается конкретных продуктов, то они все для меня интересны. Наверное, я выделю модель М1, как пример бескомпромиссного подхода. Также очень хороша модель М7. Все зависит от задач. Большинству людей вообще не нужно больше чем то, что предлагает модель М10.

Кстати, о моделях М9 и М10. Мы только что закончили тестирование данной системы и были очень впечатлены результатом. Какова основная концепция данной системы, для кого она предназначена?

Усилитель M9 – это в некотором смысле исторический продукт. В 2001 году я познакомился со Стивом Джобсом, и мы подружились. Стив искал аудиосистему, которая подходила бы для него. В то время я сотрудничал с компанией Red Rose Music и разработал компактную систему с хорошим звуком, которую Стив купил для себя. Уже после смерти Стива, работая в собственной компании Daniel Hertz, я решил воплотить в жизнь все идеи, которые вынес из общения со Стивом Джобсом. Для того, чтобы продукт нравился покупателю, он должен быть достаточно компактным, очень простым, обладать хорошим звуком и при этом стоить разумных денег. Все эти качества присущи усилителю М9. Этот интегральный усилитель работает в классе D, но при этом обладает превосходным звуком благодаря применению специальных проводников, разработанных мной в сотрудничестве с компанией Intersil. Еще одно преимущество усилителя класса D заключается в том, что ему не нужен отдельный ЦАП, ведь по своей сути он уже работает как ЦАП – M9 оснащен цифровыми входами и аналоговыми выходами. Что касается М10, то это тоже очень интересные и технологичные акустические системы. При своих скромных размерах они воспроизводят достаточно глубокий бас, опускаясь ниже 35 Гц.

Можете ли поделиться своими планами, идеями. Над чем будете работать в ближайшее время?

Одна из основных задач – донести наши идеи до людей. Я хочу рассказать о том, что мы делаем как можно большему количеству любителей музыки. Эта задача требует времени и больших усилий. Сейчас мы начали работать с итальянскими мастерами-мебельщиками. Мы хотим производить дизайнерские версии аппаратуры Daniel Hertz на заказ, давая возможность интегрировать аудиосистему в домашний интерьер или же в интерьер яхты, самолета и т.д.

Также я хочу уделить особенное внимание работе в России. У меня особое отношение к вашей стране. Моя жена – русская, мой сын говорит по-русски. Россия имеет невероятно сильные традиции классической музыки. Никто в мире не может исполнять классические произведения так, как это делают русские. Меня вдохновляют произведения Чайковского и исполнительское мастерство Дениса Мацуева… Я давно хочу приехать в Россию, чтобы записать классические произведения в исполнении ваших музыкантов. Я готов сделать это совершенно бесплатно и применить все свое умение, чтобы добиться максимальной достоверности записей, позволяющих не просто услышать музыку, но почувствовать русскую душу.

Источник: avreport.ru